Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

В данной тематической подгруппе в проанализированном материале зафиксировано 227 лексических единиц, что составляет 27,8% общего количества собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта саамского языка. Среди них 118 однословных лексем (99 непроизводных, 19 производных) и 109 словосочетаний (с выраженной связью: 17 синтетических, 2 аналитических; с невыраженной связью: 23 с примыканием, 37 с соположением; словосочетания из трех и более единиц: 30). Самобытность народно-прикладного искусства кольских саамов давно привлекала внимание исследователей. Одним из первых начал собирать памятники саамского искусства А.И. Кельсиев, посетивший Кольский полуостров в 1877 и 1927 г. [См. об этом: Визе 1911: 482]. Лопарской экспедицией под руководством антрополога, профессора Д.А. Золотарева [1927, 1930] было собрано значительное количество предметов саамской культуры и быта. Этнограф В.В. Чарнолуский [1972] оставил зарисовки народно-прикладных предметов. Ценные сведения об искусстве саамов, рисунки, фотографии содержатся в монографии Н.Н. Харузина «Русские лопари» [1890: 55-134]. Вопросы саамского декоративно-прикладного искусства освещены в статьях Н.К. Ведерниковой [1981], Е.В. Ивановой [1994: 39-40]. Первый исследователь - И. Георги подробно перечислил виды саамских художественных занятий, дал описание техники изготовления оловянных нитей, применявшихся в своеобразном виде вышивания, свойственном только саамам и к XIX в. уже утратившим свое значение. Краткие сведения о саамских ремеслах, а чаще просто упоминания появляются во многих общих работах XIX в. [Косменко 2002:23]. Специальному научному анализу, хотя и очень сжатому, народное искусство кольских саамов было подвергнуто только в монографии Н.Н. Харузина [1890: 94-95]. Исследователь дал сравнительную характеристику орнамента саамов, отметил их близость с самодийскими и угорскими орнаментами. Н.Н. Волков определяет саамское искусство как искусство сугубо геометрического типа и указывает на многообразие технических приемов исполнения орнамента [Волков 1939]. К материалам по народному творчеству кольских саамов обращались многие исследователи, однако тема эта «находится еще на начальной стадии разработки. В этнографической литературе она фактически не получила систематического освещения» [Косменко 1993: 8]. 2.4.4. Тематическая подгруппа «Лексика декоративно­ прикладного искусства» 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz