Бакула, В. Б. Этнолингвистический потенциал лексики духовной культуры российских саамов: словообразовательный аспект : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2020. - 176 с.

37], сызьн, сыссенЬ ‘внутри’ [ССРРС: 136]). Помчас ‘зоб’ [АА], vdifb кядка ‘мелкие камушки’ [СРС: 104, ССРРС: 37, АА], вунтас ‘песок’ [СРС: 57, ССРРС: 23, АА]. Этот природный материал использовался для изготовления сосудов-погремушек. Руввът июля ‘стрелы из металла’ [АА], ср.: руввът ‘1) железо, металл; 2) утюг; 3) капкан; 4) ножницы’ [ССРРС: 83], ‘1. железо; 2. капкан; 3. ножницы’ [СРС: 299], нюлл ‘стрела’ [ССРРС: 65], ‘1. стрела; 2. тех. стрела’ [СРС: 221]. Металлические стрелы использовались для изготовления подвесок-погремушек. В ЛСГ «Наименования действий, производимых музыкальными инструментами» входят следующие лексемы: ёаффэ ‘греметь’ [АА], ‘шуметь, греметь’ [ССРРС: 32], ‘1. шуметь; гудеть; 2. перен. шуметь,ругаться’ [ССРРС: 85]. Оаллвэ ‘завывать’[АА \,оаллвэ ‘выть (о звере)’ [ССРРС: 66]; (ср.: вуэгкэ ‘выть (о ветре)’ [ССРРС: 141]; оаллвэ ‘выть (сильно, громко-о животных);рыдать, плакать (сильно, громко)’[СРС: 230]). 7агкэ‘1)бить, колотить; 2)забивать;3) стучать; 4) хлопать; 5) барабанить; 6) громить; 7) ковать’ [ССРРС: 91]; ‘1. бить, ударить чем по чему; 2. бить, ударять во что; 3. прибивать/ прибить что; 4. бить/побить, избивать/избить кого; 5. бить, разбивать/разбить, поражать/поразить кого; 6. бить (скот, рыбу, птицу); 7. бить/пробить (о часах)’ [СРС: 342]. Таким образом, в ТПГ «Лексика музыкального искусства» выделено 3 ЛСГ. Данная ТПГ представлена как однословными лексемами, так и словосочетаниями. Однословные лексемы представляют собой непроизводные слова, кроме лексемы шэрдэгк ‘погремушка’, которая яваляется производной из шэрэдэ ‘греметь’. Составные наименования представлены синтетическим словосочетанием по модели «сущ. в генитиве + сущ.», словосочетаниями с невыраженной связью - соположением по модели «имя действия + сущ.», «сущ. в номинативе + сущ.» и примыканием по модели «прил. + сущ.». С точки зрения происхождения, данная ТПГ представлена исконными саамскими словами, не включает заимствований из русского языка. Терминология музыкального инструментария саамов не отражена в словарях саамского языка. Морфология саамского музыкального инструментария тесным образом связана с флорой и фауной Кольского полуострова. Основной корпус инструментария составляют кости и иные анатомические части животных - рога, копыта, шкура и сухожилия оленя, медвежьи, волчьи клыки и когти, щучьи илосиные зубы, горло арктической гагары, тетерева и гуся. Музыкальные инструменты выполняли культовую и хозяйственно-промысловую функцию [Соловьев 2012: 12]. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz