Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

«Саамские сказки» под ред. Г.М. Керта. Считалось, что сейды могут пере­ летать с места на место, поэтому их ещё называли «летучие камни» [БЛШ: 312]. «Они веруют также, что и в воде есть злые боги и богини. Впрочем, боятся они Коболда, ведьм, леших, русалок и проч.» [ГРГ: 56]. По убежде­ ниям саамов, «всё на свете живёт», в каждой вещи есть живое: в воде - во­ дяной, в реке, в каждом дереве, в лесу - свой хозяин; так и в камне есть живое: недаром и камни летают [ЧРН 1972: 37]. Сейта лопарь представляет как существо невидимое, но имеющее чудное свойство превращаться в живое существо, например, птицу, зверя, рыбу и прочее. Он живёт, по их мнению, жизнью лопаря: водит оленей, держит собак, строит вежи, карба­ са, керёжи и т.д. По мнению лопарей, сейт вступает в брак, родится и уми­ рает. Каждый камень, каждая скала, особенно причудливой формы в виде вежи, шалаша или фигуры человека, могут претендовать в глазах суевер­ ного лопаря на обитание сейтом [ЯЩН: 23, 24]. Поклонялись лопари в старину камням, которые в Лопарской земле есть и до сего времен, и называются эти камни «сейды». Сейды - это дикие необработанные камни, иногда отдаленно похожие на людей или животных. Чаще всего они нра- ходятся на берегу озер. Перед тем как идти на охоту или на рыбную ловлю, лопари в старину приходили к сейду, просили у него хорошей добычи и обещали за это хорошую жертву. После удачной охоты на дикого оленя приносили к сейду цельные оленьи рога вместе с частью черепа и мазали камень кровью убитого оленя. Лопари верили, что в сейды могли превра­ щаться колдуны (рассказ о колдунье Маресь-аканч). Сейдам приносили жертвы: выбирали самого лучшего в своем стаде оленя, на котором никто еще не ездил, резали этого оленя так, чтобы не испортить у него костей. Варили его в общем котле и ели мясо всем обществом, а кости собирали и складывали у камня так, как будто бы это был целый олень. Клали перед камнем и шкуру оленя. И кости и шкура были жертвой сейду. Для удачной рыбалки было такое моление: весной, когда начинали ловить семгу, на бе­ регу р. Иоанги собиралось все население лопарского погоста. Молились у камня и просили, чтобы уловы были хорошие. Старый рыбак после мо­ ленья брал из реки чашкой воду и пил, после пило воду все общество. Из первого улова брали две рыбины, одну съедали все по кусочку, а дру­ гую клали перед камнем - это была жертва сейду [АЛМ 1930: 44-46]. Название «сейт» обозначает и камень, и духа. Можно думать, что камни эти были прежде надгробными памятниками над могилами предков, а по­ 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz