Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Эти последние сейды представляют собой обычные камни или сложенные из камней пирамиды. Сейды могли быть предметом семейного или родово­ го культа, а иногда и культа целого селения. Культ священных камней был распространён почти по всей тундровой зоне Евразии. Он отмечен у нен­ цев, нганасан, эвенков, северных якутов-оленеводов, юкагиров, коряков, чукчей, камчадалов [ЧРН 1972: 265]. Г.М. Керт переводит это слово как «божество» и говорит о его субстратном происхождении [Керт 1971: 8]. Сейд является объектом поклонения и почитания [ЗЛТ 1927: 32]. По мне­ нию Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий, сейды превращались в семейные фетиши. Человек прежде всего считался с интересами сейда. Возле сейда необхо­ димо соблюдать определённые правила: не шуметь, не ругаться, не шу­ тить. Сейду принято было подносить подарки и пищу, которую любили са­ амы, за это сейд помогал охотиться, ловить рыбу. В противном случае сейд мог наказать, например лишением промыслов, болезнями и даже смертью [ВЛК 1996: 73]. Один из самых популярных сейдов в системе Чудзъяврского бассей­ на находится в 4 км от озера Чудзъявр и в 15 км от селения на берегу озера Акияврь, или Бабозера. О легендах, связанных с этим сейдом, подробно написано у Волкова [Там же: 74]. Октябрина Воронова, первая саамская поэтесса, написала поэму «Тайна Бабьего озера» о происхождении этого сейда. У В.В. Чарнолуского рассказано о «пустых» сейдах, то есть о тех, в которых, по преданию, еще не так давно обитали духи двух великих хо­ зяев, живших в памяти народа: Разиайке, хозяйки травы и ягельных паст­ бищ, и ее супруга Рухтнаса, заступника людей перед старшим братом грозным Кавраем - вершителем людских судеб [ЧРН 1965: 68]. Издали эти сейды напоминали две величественные фигуры с гордо поднятыми голо­ вами, с бесформенными профилями мужчины и женщины [Там же: 69]. «Плоские, широкие и массивные внизу, вверху камни более лёгкие, но то­ же плоские. Лишь камень, символизирующий голову, приближается по форме к обтёсанному шару. На нём камень-куб - шапка» [Там же: 68]. В сейде, считали в старину, обитал дух этого камня, предок, родоначаль­ ник обитателей какого-либо населенного пункта [Там же: 133]. О сейдах написано у М.А. Кастрена, М. Зафермана, И. Шеффера, АЛ . Ященко, Н.Н. Харузина, М.М. Пришвина, В.К. Алымова, И.Ф. Ушакова, Д.А. Золо­ тарева, Б.И. Кошечкина и др. Сказки о сейдах можно найти в сборнике 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz