Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ды почитались всей деревней, другие - только отдельными лицами. Место для сейда выбирали в зависимости от места, где проживали: горные лопа ри - на высоких скалах, рыболовы - у озер, водопадов, на островах, т.е. вблизи воды. Вокруг сейда место было священным, поэтому его называли passe. На одном месте могло стоять несколько сейдов - семья богов [Дер- гачев 1877: 30-31]. Жизнь в глухой стране, где летом вокруг одной вежи верст на 30 от него нет ни одного человеческого жилья, и где такие явле ния природы, как гром, молния и вьюга не могут находить в умах лопарей истинного объяснения, заставляет их чувствовать всю зависимость их от природы, делает их суеверными и в конце концов ведет к прочному укреп лению веры в существование какого-то высшего, непонятного для них ду ха - «сейта» [ЯЩН: 23]. Вера в сейдов еще до сих пор не исчезла у лопа рей. Сейд (или сейде, сейте, сайво) значит по-лопски - священный камень и покойник, умерший. В старину лопари верили, что покойник превращает ся в камень, а камень обращается в духа, хотя в то же время и камень оста ется камнем, и покойник - покойником. Почитая покойников, умерших родичей, веря, что они живут, как стихийные духи, лопарь почитал и свя щенный камень, в который покойник превратился - сейд или сайво. Камни были разсеяны всюду, так как у лопарей не было определенных кладбищ или курганов для погребения. Около этих камней приносились жертвы в честь усопшего. Лопари, промышлявшие рыбной ловлей, мазали сейдов рыбьим жиром, испрашивая себе у сейда счастливой ловли. Охотники приносили в жертву сейдам оленя. Если сейд стоял высоко на горе, доста точно было бросить в его сторону простой камень, обмазанный жертвен ной кровью. Если сейда не кормить, он умрет, он потеряет власть прино сить людям добро или зло и не будет в состоянии помогать своим сороди чам и причинять вред их врагам. Лопарь поклонялся и первому встречному камню, в котором ему мерещился чужой сейд. Самый могущественный из сейдов был Стурро-Пасе - Сторьюнкаре; это был сейд из сейдов, и ему по свящался не какой-нибудь отдельный камень, но многие камни [ДРЛ: 62]. Сведения о сейдах имеются уже у авторов XVII в. - Торнея, Шеффера и др. Позднее об этом культе у саамов сообщали М.А. Кастрен, Н.Н. Хару зин, И. Квигстади др. По мнению исследователей, в поклонении сейдам у саамов проявляются две линии верований. С одной стороны, этот культ связан с поклонением предкам (сейды антропоморфного вида), с другой - сейды рассматриваются как покровители промыслов (охоты, рыболовства). 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz