Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

12.1.2. Фетишизм ерле четъке - камень счастья, или живой камень (окаменевший плоский орех), амулет [ВЛК 1996: 77]. «Камень» представляет собой окаменевший плоский орех, величи­ ной не более медного пятака. Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитывает в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня в земле или на берегу моря в размывах, по понятиям саамов, приносит счастье, как и дальнейшее обладание им. Однако Н.Н. Волков приобрёл такой камень сравнительно дёшево (за 20 рублей), из чего он заключил о не совсем твёрдой уверенности в его свойствах у со­ временных саамов. По мнению Н.Н. Волкова, это амулет местного значе­ ния и понятие о нём заимствовано у поморов, так как в западной части Кольского полуострова о нем ничего неизвестно. Один такой амулет хра­ нится в Российском этнографическом музее, куда был передан Н.Н. Вол­ ковым [ВЛК 1996: 77]. ёррлэ - потереть, порастирать, натереть [СРС: 81]; чаццькэ - бросать [СРС: 388]. сейд (сейды) - священные камни саамов, культ которых в прошлом был распространён по всей Лапландии. «... Из камней устроенные идолы: первых называют они пассами, а последних, кои видны больше при озерах и реках и состоят из целых груд, странно огромощенных [нагроможденных, наваленных] камней, нарицают саетами»» [ГРГ: 56]. «Встречались и деревянные сейды - простые древес­ ные стволы, корнем воткнутые в землю, или даже просто древесные пни. Деревянные сейды встречались реже, чем каменные» [ХР 1890: 183]. Сей­ ды у Лопарей были разного рода, обыкновенно же, по различию материа­ ла, из которого их делали, разделялись на деревянных и каменных. Дере­ вянные сейды, по большей части, состояли из обрубка дерева с корнями, обращенными вверх или вниз. Корни обрезывали так, чтобы они получали вид человеческой головы; ствол же, представлявший другие части тела, оставался в натуральном виде. (Относительно похожести сейдов на людей или животных существовало разное мнение - см. об этом [Дергачев 1877: 30]). Каменные сейды были в большем почете, чем деревянные. Одни сей- 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz