Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Тшабла-олбмак - «прекрасные мужи», Тшаппес-олбмак - «черные мужи» [СВл: 25]. Усматривая во всех явлениях природы и человеческой жизни дей­ ствие демонических существ или духов, Лопари, естественно, различали между этими последними добрых, благодетельных от злых, т.е. вредных. Этим последним, разделявшимся на многие разряды с особыми названия­ ми, приписывались главным образом болезни людей и животных и разру­ шительные бури. В настоящее время все эти духи, и притом не только «черные мужи», но отчасти и «прекрасные мужи», превратились просто в чертей или бесов (перкеле) [Там же]. Кроме богов высших, есть еще целая масса высших существ, живущих и реющих повсюду, и в воде, и в воздухе, и в лесах, и ягелевых равнинах, - существ, которые могут быть одинаково и благодетельными, и вредными для лопаря. Масса великанов населяет ле­ са и равнины Лапландии, похищает лопарских детей и съедает их. И таких низших божеств в пантеоне больше, чем высших богов, и низших божеств лопарю приходится юояться больше, чем высших [ХР: 139]. чаб - исправный, целый, невредимый [СРС: 384]. 4oahnecb - прям., перен. черный, темный [СРС: 397]. олма (оллмэ) - человек (мн. люди) [СРС: 241]. Чадць-илле - водяные жители [АЛМ 1930: 43, 47]. Когда-то лопари верили, что у рек, где они ловили рыбу, были свои «хозяева». К этим «хозяевам» лопари обращались с просьбой помочь им в рыбной ловле. Сохранился рассказ о том, что Чадць-илле не разрешал женщинам ловить рыбу, а после того как женщины нарушили запрет, он покинул озеро и ушел в горы. Там, где он проходил по горе, образовыва­ лась трещина [АЛМ 1930: 43, 47]. Чадзъ-Ёллей - фольк. Хозяйка воды (в поверьях саамов) [СРС: 385]. Ябме-акко - мать смерти. Подземное божество, живет в стране Ябме-акко-абимо, т.е. стране смерти, стране мертвых [ХР 1890: 155]. (См. адт) 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz