Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

сыном сатаны, злой, а как сын Йммеля - добрый. Преследует нечистую си­ лу и колдунов. В его руках находится власть над жизнью и смертью людей, над их здоровьем и болезнями. Убивает злых и вредных для лопаря духов, бросая в них стрелы-молнии, наказывает нойдов за зло, которое они при­ чиняют оленьему стаду. Живет в воздухе, слышит речи людей и, если они злословят о нем, сразу же наказывает их. Гром, по представлению саамов некоторых местностей, происходит из-за того, что Бог грома ходит по ту­ чам. В некоторых местностях ему приписывалась власть над морем, вода­ ми и ветрами. Стрелы свои мечет Айеке из лука, который явлется радугой, и радуга поэтому называется «лук деда». Уже в конце XIX в. такое пред­ ставление о Боге грома не сохранилось, во всяком случае, у саамов Ното- зерского и Сонгельского погостов [ХР 1890: 147]. Трудно сказать, насколько культ бога-грома исключительно лопарский, насколько тут нет посторонней примеси; очень возможно, что на развитие этого культа имела большое влияние и мифология скандинавов, с которыми, как я говорил выше, они столкнулись в далекие времена; у скандинавов же культ Тора был сильно развит и нет невероятного, что лопари испытали на своем пан­ теоне влияние своих соседей [ХР 1890: 149]. По саамской легенде, он го­ нится за златорогим оленем. «Великой Тьермес гонит грозовые тучи. Го­ лова его в небо уходит, десять кряжовых сосен - его рост. Зелёный шаст - его волосы, рвут их ветры и никогда не сорвут. В руках его радуга-лук; он молниями бросает стр елы . Тьермес видит добычу и Тьермес смеётся: и громы грохочут, и небо высоко уходит, высоко и падает в н и з .» [ЧРН 1965: 80]. Возможно, это имя собственное соответствует имени шведского бога Тора, древнефинскому Туррисас. О древнем происхождении имени говорит И. Шеффер, приводя легенду о финском царе по имени Торр, ве­ личайшем из королей Нора, откуда, по мнению некоторых ученых, про­ изошло название Норвегии. И. Шеффер приходит к выводу, что бог Тор получил название от какого-то древнего царя Торра или Турра и стал предметом поклонения у финнов, а от них перешел к лопарям вместе с языком, обрядами и обычаями [ШФР: 29]. На языке самих лопарей он называется чаще Тирм (Tiermes), что обозначает у них «все, производящее шум и грохот» [ШФР: 43]. Тииръмесъ - гром [СРС: 352]. tiermes, без пометы религ., (А. Генетц - Termes религ.) - древний Бог [ITK: 590]. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz