Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

нием жрецов-шаманов и шаманских бубнов представление о Мадеракка, Укс-Акка и Саракка исчезли совсем. Саракке приписывали исключительное влияние при родах, поэтому молились ей и призывали во время родильных мук. Незадолго до родов лопари выстраивали для Саракка особую хижину рядом с той, в которой жила семья; в надежде на благополучный исход родов беременные жен­ щины пили в честь Саракка водку, которая и называлась - «водка Сарак­ ка». После рождения ребенка лопари ели в честь этой богини кашу, кото­ рая называлась «каша Саракка» и затем в честь Саракка устраивалось пиршество. На каше гадали о будущем роженицы и новорожденного. Са­ ракка охраняла дитя от болезней и дурного глаза. По предположению Н. Харузина, Мадеракка, Укс-Акка и Саракка в далекой древности были богинями оплодотворения у людей и животных, богинями изобилия. После принятии христианства жрецы заставляют делить этих богинь свою силу с с новыми божествами Рад1ен-атч1е и Рад1ен-юедде, и память о них посте­ пенно исчезает [ХР 1890: 155]. Сациен - дух воды [ХР 1889: 61]. Во всякой воде, будь то озеро или река, живет сациен со своими детьми. Она является людям в образе нагой женщины, расчесывает свои волосы «хорошим» гребнем. Лицо у ней белое, чистое, волосы черные. Ес­ ли испугать сациен, она в испуге бросается в воду, оставляя на берегу на камне, на котором сидела, и гребень, и часть волос. Это божество не всегда является милостивым: она часто затаскивает к себе людей, почему купать­ ся и является опасным [ХР 1889: 61]. Тъермес - бог-громовик [ХР 1890: 146]. Бог грома некогда был очень почитаем лопарями на территории всей Лапландии. Имел разные имена: Горагаллес, Горангаллес, Горанорий, Го- ресгудск, Адзегадэ, Тиермес, Айеке или просто Айя (в переводе с саамско­ го «дед, прадед»). Особенно страшен для колдунов [ХР 1890: 146]. По од­ ной из легенд, Бог грома родился от девушки и черта, по другой - его тай­ но родил в скале черт. В одной и другой легенде Йммель принимает уча­ стие в воспитании ребенка, забирая его к себе. Поэтому Бог грома, являясь 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz