Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

этот бог стоял в каких-нибудь отношениях с божествами света и тепла, возможно, был враждебен светлым богам [ХР 1890: 156]. Рухтнас - муж (а по некоторым вариантам легенды - брат) Разиайке, хозяйки травы, ягельных пастбищ и «оленцев малых». Заступник людей перед старшим братом, грозным Кавраем [ЧРН 1965: 68, 134]. У Семиост­ ровских лопарей - «то же, что и Христос». Этот Бог идентичен с карель­ ским «князем рождения», который часо попадается в карельском переводе Евангелия. [МОКМНВ 3570/5, Л.1]. Sant-meatmas - брат Рухтнаса [МОКМ НВ 3570/5, Л.1]. Sant-ajk - его мать, божья матерь, дева Мария. Имя выражает, по всей вероятности, «мать рождения» (прародительница), так как вторая часть слова ajk, которая встречается и при именах других богинь, <...> производное от употребляющегося в корельских и олонецких «нениен» (Nanien) слова ajgoja, - это обозначает мать, т.е. производительницу <...> [МОКМНВ 3570/5, Л.1]. Sied-vun - «дядя Рухтнаса. По всей вероятности, это даваемое лопа­ рями объяснение неверно, т.к. vun обозначает «мачеха» и потому Sid-vun означало бы мачеха Sied, Sieda (по-фински Hiite) [МОКМ НВ 3570/5, Л.1]. S.-Ruhtnas (религ.) - брат главного духа [ITK: 245]. Сайво-олмак - покровитель чародеев, страшный для саамов бог, жи­ вет на вершине гор [ХР 1890: 155]. Если чародею требовалась помощь и содействие Сайво-олмака, он подходил к источнику у подножия горы, на вершине которой жил Сайво- олмак, и выпивал из пригоршни воды из источника. Тогда на колдуна схо­ дила сила, равная силе его покровителя [ХР 1890: 155]. Саракка - богиня, имевшая важное значение для лопарей, лопарская Венера [ХР 1890: 145]. При рождении, росте и здоровье человека и других тварей она ока­ зывает свое действие. К середине XVIII в. знания о божестве стерлись в памяти простых людей и оставались лишь в памяти шаманов. С исчезнове­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz