Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

божестве и его сыне возникли благодаря поверхностным знаниям лопарей о христианской религии [ХР 1890: 141]. Саамы некоторых местностей счи­ тали, что Радиен-кйдтэ творит души для новорожденных зверей и детей [ХР 1890: 142]. Саамы других местностей считали, что он отвечает за рост мха для оленей, чтобы все живое было невредимо, иногда его считали хо­ зяином гор. Радиен-нйййта - Рана-шейдда, дочь божества Радиен-аджь [ХР 1890: 142]. «Заставляет каждый год расти и зеленеть траву», в некоторых мест­ ностях считали, что она судит умерших и отправляет их в подземное цар­ ство [ХР 1890: 142]. Радиен-ака - по мнению лопарей некоторых местностей, жена боже­ ства Радиен-аджь Творит души для новорожденных зверей и детей [ХР 1890: 142]. Разиайке - женское божество, хозяйка травы, ягельных пастбищ и «оленцев малых» [ЧРН 1965: 68]. (См. Рази пырре) В разных вариантах легенды Разиайке то жена Рухтнаса, то его сест­ ра [ЧРН 1965: 134]. Разиайке живёт в чуме и песни поёт травам, а ягелю рост даёт. В руках она вертит золотое веретенце: в сторону юга завьёт - олени по ветру на север потянутся, на север - олени на юг поворачивают [ЧРН 1962: 127]. Современные саамы этого слова не помнят. Разиайке - средних лет женщина, румяна и белолица. Одета она в суконное цветное платье - синее, желтое и коричневое (красное - цвета ольховой коры). Вся одежда ее увешана кисточками алого сукна. В руках у нее веретено. Ее дом освещен солнцем, и сама она сидит освещенная солн­ цем. Вокруг нее и перед нею олени. Они словно летают вокруг ее веретена. Разиайке имеет помощников-пастухов, с которыми и управляет стадами лопарей. Она ведет оленей от пастбища к пастбищу, но только летом. В это время стада принадлежат ей, она со своими пастухами охраняет их от зве­ ря и всяких несчастий. Поэтому лопари летом избегают сами пасти оленей, 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz