Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
а также распространение болезнетворных микроорганизмов по лицу тунд ры, затем появление хищников, особенно опасных для оленя - волка, мед ведя, россомахи и других - наконец, самое распределение водоемов, из любленных мест обитания оленя, пастбищ, пригодных для выпаса, и мест, которые олень избегает по неизвестным причинам - все это факторы, с ко торыми должен считаться пастух-оленевод» [Чарнолуский 1930: 23]. Са амы объясняли: «Потому кочующие, что лопарь живет по рыбе и по оленю. В жаркое время олень от комара подвигается к океану. Ло парь - за ним» [Керт 2003: 41]. Однако в этнографических источниках да же начала XX в. кочевание лопарей объясняется их любовью к скитаниям [Гебель 1909: 78]. Особенность саамского ведения оленеводства интерпре тируется академиком Н.Я. Озерецковским, путешествовавшим по Коль скому полуострову в 1771-1772 гг., как небрежность, бесхозяйственность: «Почти каждый лопарь владеет известным числом оленей, но он не зани мается оленеводством, наподобие зырян и самоедов. В течение большей части года лопарь вовсе не заботится о своем стаде, которое с марта до но ября, без всякого присмотра, живет вполне на воле. Только в течение по следнего месяца лопарь приступает к сбору стада и держит его в течение зимы вблизи погоста. Вследствие такого небрежного отношения к главно му домашнему скоту оленье стадо весьма медленно увеличивается. Мас сами погибает молодой приплод, делаясь жертвой волков и стужи. Многие же из старых оленей дичают и не дают себя вовсе ловить» [Озерецковский 1804: 72]. Только в начале XX в. В.В. Чарнолуский обратил внимание на особенность выпаса оленей кольскими саамами, связав ее с мировоззрени ем коренного народа: «Основная оленеводческая заповедь лопаря - до ставлять оленю максимум благоприятных условий для его существования, для отдыха после зимних работ, для откорма и нагуливания жира. Лопари убеждены, что лучше всего олень достигает этого в естественной обста новке, в тундре, без вмешательства человека. По преданию, в старину пас тух особого оленьего божества запрещал пастьбу летом, чтобы не стеснять оленью «вольность». По-видимому, заветы старины перешли в современ ную лопарскую систему пастушества, и лопари не столько пасут, сколько охраняют своего кормильца от вредителей» [Чарнолуский 1930: 25]. Не случайно слово «пастух» в саамском языке является заимствованием - пастай, пастэх, а вместо понятия «пасти оленей» существует «смотреть за оленями». «Функции пастуха вовсе не заключаются в пастьбе оленей по 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz