Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ших. Ясно, что перт-хозяин есть лишь извращенный предок, обломок не­ когда развитого верования в духов-покровителей [ХР 1889: 59-60]. Радиен-аджъ - Бог-отец, главное божество, Юпитер саамской мифо­ логии [ХР 1890: 141; БЛШ 2005: 241]. «Он начальник над остальными богами», имеет одного сына, кото­ рому поручил дело творения мира. «Вероятно, что в более древнее время верховным божеством лопарей был Юбмел, божество, точное значение ко­ торого до сих пор является спорным; и что лишь постепенно его место за­ няли Рад1ен-атч1е и Рад1ен-юедде, точного представления о которых у ло­ парей так же, по-видимому, не было» [ХР 1890: 141]. Радиен-аджь, «хотя и считался верховным управителем, но ни в чем свое управление не прояв­ лял, так как все, что требовалось по управлению миром, ведалось богами других разрядов, ни в каких отношениях к Рад1ен-атч1е не стоящих. Заме­ нив Юбмела этими богами, древние саамы не могли «примириться, что творцом мира был не тот бог, которому эта деятельность приписывалась прежними верованиями, и вот народное воображение заставляет Рад1ен- юедде отказаться от творения мира и поручить другому божеству, именно Мадератье». По замечанию Н. Харузина, «лопари, вынужденные поставить в качестве главных божеств Рад1ен-атч1е и Рад1ен-юедде и заменить ими туманное представление об Юбмеле, не знали сами, какую роль придать им, так как остальные лопарские боги уже имели все свою деятельность, отнять которую у них лопарь не мог согласиться». Таким образом, два вер­ ховных божества «в сущности для лопарей ничего не делали», поэтому, вероятно, культ их был наименее развит. Хотя Рад1ен-атч1е ничего не делал сам, он считался добрым божеством. Символ Рад1ен-атч1е и Рад1ен-юедде изображали на шаманском бубне в виде креста, что, по мнению Н. Харузина, говорит о происхождении верований в этих богов под влия­ нием «смутных понятий о христианстве» [ХР 1890: 142]. Радиен-кйдтэ - Бог-сын, единственный сын Радиен-аджь - Бога- отца [БЛШ 2005: 243]. Радиен-кйдтэ по поручению отца творил мир. В некоторых местно­ стях «носит название Зюроав-Рад1ен». Возможно, представления о высшем 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz