Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Поц-хозин и Поц-хозик - Кроме Луоте-хозике обязанность оберегать оленей лежит еще на Поце-хозине и Поце-хозике, (муж и жена). Они также пасут оленей, оберегают их от волков, но так же, как и Луоте-хозике, не мо­ гут уберечь от злого человека. С Луот-хозик они живут мирно [ХР 1889: 61]. Пырт-хозяин - лопарский домовой [ХР 1890: 240]. Покровитель дома, лопарский домовой живёт во всяком лопарском доме. Местом пребывания Пырт-хозяина служил камелек [КШЧ 2: 120]. Как воспоминание о связи Пырт-хозяина с домашним очагом сохранился следующий обычай у кольских лопарей: куда бы они ни приезжали, снача­ ла зажигали огонь в камельке, а потом только сносили кладь. Это делалось для того, чтобы Пырт-хозяин был ласковее. На ночь в камелёк подклады- вали жар и затем ножом трижды крестили камелёк. Когда лопари уезжали, они оставляли на покидаемом месте в камельке дрова, спички и растопку, чтобы по возвращении скорее зажечь огонь, иначе с кем-нибудь случится болезнь. «Ясно, что Пырт-хозяин есть лишь извращенный предок, обло­ мок некогда развитого верования в духов - покровителей дома». Древние помещали под очагом души усопших или домашних духов. Рассказывали, что Пырт-хозяин весь в шерсти, словно собака [ХР 1890: 240]. Прежние домашние духи, которых лопари поселяли под очагом и которых чтили жертвоприношениями, перешли в обыкновенного домового, по лопарски - перт-хозяин. Домовой, как почти всюду, обратился в духа недоброго, вре­ дящего и мешающего жителям данного дома. Воспоминание о нём как о предке утратилось совершенно, и его не только не ублажают жертвами, но даже рады, когда он уйдёт из дома. Как воспоминание о связи перт- хозяина с домашним очагом сохранился следующий обычай, распростра­ нённый почти у всех так называемых кольских лопарей: именно, куда бы лопари не приехали, они сначала зажигают огонь в камельке, а затем уже сносят кладь; это делается для того, чтобы перт хозяин был ласковее. Ко­ гда лопари уезжают на другое место, они оставляют на покидаемом ими месте в камельке дрова, спички и растопку, чтобы по возвращении своём скорее зажечь огонь, не то с кем-нибудь случится болезнь. Всякий раз, ко­ гда лопари ложатся спать, они накладывают в камелёк жар и затем ножом крестят камелек три раза. Во всех этих обычаях сквозит ясно мысль, что в камельке живет перт-хозяин. Древние помещали под очагом души усоп­ 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz