Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Мец-хозяин - хозяин леса [КШЧ 1: 120], лесной дух [ХР 1890: 152]. Живёт Мец-хозяин в лесу, сам он чёрный, с хвостом. Людям зла не делает, если они ему не досаждают. Любит тишину, сердится, если начи нают шуметь, тогда наказывает таких людей, заводя их в непроходимые места [ХР 1890: 152]. Лесной дух - меце-хозине живет в лесу; черный с хвостом; зла людям он не делает, если люди ему не досаждают; но если они в лесу начинают кричать, шуметь или петь, то мец-хозине завеет их в лесу «так, что не выйдешь»; поэтому-то и необходимо, проходя по лесу, соблюдать тишину [ХР 1889: 61]. Когда-то лопари верили, что у рек, где они ловили рыбу, были свои «хозяева», были такие «хозяева» и у мест, где они охотились на диких оленей, и у гор, вблизи которых они жили или пасли своих оленей. Были «лесные хозяева». Ко всем этим хозяевам лопа ри обращались с различными просьбами, просили помочь им в рыбной ловле, в охоте на диуих оленей или на других зверей, и в оленеводстве [Алымов 1930: 43]. Meatmas: Santa-M. (религ.) - главный, первый дух у русских саамов [ITK: 245]. Пейве - первый бог из числа богов второго разряда, богов небесных сфер [ХР 1890: 142]. Бог Солнца, или даже само Солнце. Один из самых главных богов, имевших важное значение для саамов. Покровитель саамов. Культ Пейве был очень развит, жертвы приносились чаще всего этому богу. Символ солнца изображали на бубне шамана во всех местностях, где существовал культ Пейве. В Нотозерском и Пазрецком погостах сохранились верования в существование у солнца матери, дочери и сестер. Солнце, по представле ниям саамов, мужчина. День наступает, когда солнце начинает объезжать мир, причем едет на медведе или на олене (самце или самке). Медведь - полубожественный зверь. Символ солнца составлял почти неотъемлемую принадлежность шаманского бубна во всех местностях, где существовал культ солнца. Солнце на бубне изображалось в виде четырехуголника, от углов которого шли нити во все четыре стороны. Таким образом обознача лась власть солнца, которая распространяется на всю землю. На саамском языке эти нити назывались «четыре возжи солнца» [ХР 1890: 145]. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz