Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

селения, каких оленей указало ему божество во сне для жертвоприноше­ ния. При этом он описывал масть и расположение рогов так, что хозяева стад могли определить, о чьих оленях идет речь. После объявления сна хо­ зяева жертвенных оленей всячески старались береь их, освобождая от ра­ боты и даже воздерживаясь от прикосновения к ним. В марте месяце муж­ чины селения вместе с нойдой и назначенными им людьми для убоя оле­ ней, предварительно вымывшись и надев чистое платье, отправлялись в избранное нойдой место жертвоприношения, привязав сзади к керёжам14 жертвенных оленей. На избранном месте (обычно - в негустом лесу или на небольшой полянке), строили две куваксы15, в одной из которых помеща­ лись повара, в другой - остальные. Перед тем как приступить к убою оле­ ней, повара раздевались догола и обливали друг друга водой, окрашенной ольховой корой. Затем надевали особое платье и ударяли оленя палкой по лбу и, когда он падал, прокалывали ножом сердце. Вытекающей кровью мазали палки, снимали шкуру так, чтобы нигде не было надрезов, кроме линии на животе и по ногам. Голову отделяли от туши и оставляли вместе со шкурой. Сделав нечто вроде скамейки (или каркаса из прутьев), шкуру растягивали, голову устанавливали на восток и получалось чучело оленя. Затем мясо варили и приступали к поеданию. Язык делился на такое коли­ чество частей, сколько было участников жертвоприношения - мужчин. Мясо отделялось от костей, которое, будучи обрызгано отваром ольховой коры, складывались вместе и закапывались в землю возле шкуры. Утром нойда рассказывал всем собравшимся сны и гадал о будущем, о возмож­ ных рождениях или похоронах. По словам стариков, жертвоприношения устраивались с целью увеличить стада оленей, для увеличения благососто­ яния всех саамов и общего здоровья. Жертвоприношения продолжались иногда более двух недель, причем ежедневно убивали одного-двух живот­ ных [ВЛК 1996: 74-75]. Мадерадча (Мадератча) - бог, одаренный большой силой [ХР 1890: 153]. Живет в высших воздушных сферах, «тотчас под небесами». Символ его встречлся только на шаманских бубнах величайших и сильнейших ча­ 14Керёжа (кёресъ) - древние саамские сани без полозьев [СРС, 106]. 15 Кувакса - передвижное жилище саамов конической формы, строится из жердей, летом покрывается брезентом, зимой оленьими шкурами. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz