Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
этого божества всегда в руках веретено; поворачивая его туда и сюда, она направляет ветры и стада в нужную сторону [ЧРН 1972: 90]. Перед тем как отпустить оленей на вольный выпас, саамы просили у Луот-хозик: «Луот- хозик, береги наших оленей». При благополучном возвращении оленей по сле вольного выпаса саамы благодарили покровительницу: «Спасибо тебе, Луот-хозик, что поберегла наших оленей». Она посылала оленям богатые оленьим мхом пастбища, оберегала их от диких животных. Облик этого божества зооантропоморфный: «Ходит на ногах, как человек, и лицо чело вечье, только вся в шерсти, как олень». Для саамов это божество имело особое значение, так как их жизнь была связана с оленями, а Луот-хозик охраняла и пасла оленьи стада. Она же посылала охотнику дикого оленя. Луот-хозик живет в тундре среди богатых ягелевых полей [ХР 1890: 152]. «Сакрально-интимное отношение саамов к оленю» выражалось в исполь зовании его в качестве жертвенного животного Луот-хозик, матери- хозяйке [ВЛК 1996: 75]. Современные саамы не помнят или не знают зна чения этого слова. В горах живет другой дух, женский - Луоте-хозике (оленья хозяйка). Это божество особенно близко к лопарям, так как в горах обыкновенно проводят олени все лето. Дело в том, что спуская оленей на волю летом, лопари уезжают сами по своим тоням; таким образом, олени остаются без всякого присмотра, и обыкновенно осенью, когда лопари со бирают своих оленей, они многих не досчитываются. Если олени оказа лись целыми, то это дар и знак милости Луоте-хозике: она посылает оле ням богатые пастбища из оленьего мха, она оберегает их от диких зверей; лишь от человека она не может уберечь стада. Лопари её не боятся: она охраняет и пасёт стада оленьи, самое дорогое, самое ценное из убогого имущества лопаря. Она же посылает и охотнику дикого оленя. Даже если часть оленей пропадёт, то её не винят [ХР 1889: 60-61]. luothozjik, Luot-hozik (религ.) - хозяйка диких оленей [ITK: 229]. Лухтварръ (у ловозерских саамов), лухтцай (у семиостровских са амов) - обряд жертвенного поедания оленей. Обряд, несомненно, предназначался Луот-хозик, хотя представлений о ней у рассказчиков этого обряда не сохранилось. Инициатором жертво приношения всегда являлся нойда-колдун селения, устраивая поедание от 12 до 24 оленей через каждые 3-5 и более лет. Нойда объявляет жителям 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz