Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
12. Лексика верований 12.1. Лексика дохристианских верований 12.1.1. Анимизм Айлекесъ-олма - боги некоторых праздничных дней. «Само название их значит в переводе «святые мужи». Они близки к солнцу, поэтому их символы в виде крестов помещались на бубне между «возжами солнца» (см. Пейве). Содна-пэйве айлекъ - бог воскресенья, покровитель охоты. Воскресенье саамы считали самым лучшим днем для жертвоприно шений и начала охоты. Бог воскресенья отмечался на шаманском бубне крестом на «первой возже» солнца. Лавардак-айлекь - покровитель субботнего дня и колдовства. Его изображение помещалось на второй возже солнца. Суббота счи талась самым святым днем после воскресенья. В то же время в других местностях покровителем субботы считался Радиен. Перъяк-айлекъ - покровитель пятницы. Изображался на третьей возже. Пятница была не настолько святым днем, как воскресенье и суббота, однако в пятницу особенно хорошо шло колдовство. В некоторых местностях считался богом хорошей погоды. В других местностях покровителем пятницы считалась Саракка. По мнению Н. Харузина, эти божества вошли в саамский пантеон в результате влияния христианства, в пользу чего говорит как их название - «святые мужи», так и их символ - крест. До конца остается неясным, какие именно святые имелись в виду под названием Айлекесь-олма, возможно, они заменили собой каких-то более древних саамских божеств [ХР 1890: 145]. Аймъе - младший брат Рухтнаса, он «настоящий милостивый», всех больше жалеющий людей, он сотворяет человеку счастье. Аймье всякому верующему дает. Он ведает здоровьем человека, дает детей; ему молятся те люди, у которых родятся только девочки, и у него просят детей мужско го пола [МОКМ НВ 3570/56 Л.5]. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz