Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
ной жизни саамов вплоть до начала XX в. сохранялись пережитки перво бытнообщинного строя [Чарнолуский 1972: 255, 256]. С атрибуцией саамской культуры мы встречаемся еще в описании Тацита, известного римского писателя I в.н.э., который один из первых об ратил внимание на уникальность культуры лопарей. По мнению Тацита, лопари дики и испытывают крайнюю степень бедности, такие выводы он делает из того, что «лопари не имеют ни оружия, ни лошадей, ни домов» (хотя оружием лопарей были стрелы и нож, необходимости в лошадях у них не было, так как их заменяли олени - более приспособленные к жизни в тундре животные, а вместо домов в привычном для европейского челове ка смысле у саамов существовало три вида жилищ, которыми они попере менно и пользовались: вежа1, тупа2 и кувакса3 [См. об этом: Хомич 1999: 25-26]). Замечание Тацита о том, что «трава - их пища, шкура - одежда и земля - постель», не имеет под собой достаточного основания, так как из вестно, что саамы питались рыбой, оленьим мясом, притом не нуждались в этом, так как заготавливали себе пропитания столько, сколько было нужно. Показателем бедности, по мнению Тацита, служит и следующий факт: «Вся их защита - стрелы, заостренные, по недостатку железа, костями». Однако из истории известно, что именно этого вида оружия было доста точно, чтобы лопари, меткие и ловкие охотники, добывали себе пропита ние и могли защитить себя в случае нападения врага. «Дети не имеют дру гого спасения от дождя и диких зверей, кроме шалаша из ветвей. Там укрываются и юноши, и старики», - так воспринял Тацит национальное жилище саамов - вежу [Чарнолуский 2010: 37]. В основе этнографической самобытности саамов лежит оленеводство [Волков 1996: 46]. Своеобразный тип хозяйства российских саамов связан с сезонными перекочевками, цикл кочевания зависел от местного ланд шафта, времени года и от биологических особенностей поведения оленей, рыб, птиц и зверей. В.В. Чарнолуский отмечал: «Пастушество у лопарей, как и вообще у всякого народа, занимающегося скотоводством, всецело покоится на биологических особенностях пасомого животного, в данном случае оленя. Особенности питания его, распределение кормов, появление в разные времена года вредителей оленя, каковы: комары, оводы, мошкара, 1Вежа - зимнее жилище саамов в XVIII в. 2 Тупа - зимнее жилище саамов в XIX - начале XX в. 3Кувакса - переносное жилище саамов в период весенне-летних кочевок. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz