Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

экономического развития этносов. Различны названия месяцев и у саамов, говорящих на разных диалектах [Большакова 2005: 57], что вызвано не­ одинаковыми хозяйственно-культурными особенностями, которые зависе­ ли от территории проживания группы и, как следствие, от традиционных промыслов: в лесных районах северной Швеции и Финляндии саамы зани­ мались в основном охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, лесным оленеводством; на побережье Северного Ледовитого океана - мор­ ским рыболовством; в горных районах Норвегии, Швеции и Финляндии - преимущественно оленеводством [Керт 2003: 39]; на Кольском полуостро­ ве у западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озерно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом семги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя, все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц. В то же время саамский народный календарь не противоречит уни­ версальной модели календаря в традиционных культурах народов мира. Саамский народный календарь представляет собой мировоззренче­ ский комплекс, в котором отражены многие стороны жизнедеятельности саамского этноса на разных этапах его развития. Календарная лексика в саамской культуре имеет «живую мотивированность» [Куликова, Салмина 2009: 157], то есть несет в своей внутренней форме печать саамской карти­ ны мира. Культура саамов Кольского полуострова долгое время относи­ лась к дописьменным, поэтому фиксация и изучение календаря по разным диалектам весьма проблематичны. Тем не менее, календарная лексика кильдинского диалекта саамского языка, наиболее доступная для изучения, отражает формирование саамского народного календаря под воздействием многих внешних и внутренних факторов. Анализ этнографического и лексического материала показал, что у саамов существовали представления о четырех временах года: зиме (таллъв), весне (кыдт), лете (кёссъ) и осени (чёххч). Однако новый год начинался не с января, а с конца августа - начала сентября, что говорит о важности такого вида хозяйственной деятельности, как рыболовство. Кро­ ме того, основу структуры календаря составляли промежутки времени не­ определенной длины без фиксированного начала и конца, которые варьи­ ровались от 21 до 40 дней, поэтому количество месяцев в году могло со­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz