Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Для наименования православных праздников существуют саамские слова с невыясненной этимологией: Вйзня, Лавизня. В исследованиях М.Г. Атаманова, посвященных общепермской лексике, связанной с рели­ гией, обычаями и обрядами до- и собственно ананьинского времени10, от­ мечены лексемы визъ, визьдыр ‘пост, время поста’; визяны ‘поститься, держать пост’ в удмуртском языке и видз ‘пост’, видзавны ‘поститься’ [Атаманов 2010: 422] в коми языке. Происхождение данных лексем уче­ ный называет «загадкой». В современных словарях саамского языка наименования христиан­ ских праздников не отражены, зафиксировано только составное наимено­ вание День Победы. В [Itkonen 1958a: 538] встречаются наименования христианских праздников. Наряду с православными праздниками появи­ лись современные, которые отмечают по всей стране (By3jjm3M Пёййв ‘День Победы’, Самъ сань Пёййв ‘День саамского слова’), возрождаются языческие саамские праздники (Талл Пёййв ‘Медвежьи игрища’), нацио­ нальные (Кэрхэллэм Пёййв ‘День оленевода’). 9. Народный календарь саамов, отраженный в лексике Одной из важнейших составляющих картины мира этноса является время, а слова, его обозначающие, относятся во всех языках к древнейше­ му слою лексики. Особую ценность представляет в этом плане народный календарь, лексический материал которого позволяет реконструировать картину мира в ее наиболее архаичных аспектах, является важным источ­ ником изучения хозяйственного уклада населения. Календарь «выступает как один из способов освоения окружающего мира - структурирования пространства, познания природных явлений, осознания человеком своего места в системе мироустройства» [Лушникова 2006]. Несмотря на то что «лексическая членимость семантического поля «время» ограничена самой природой земного круговорота суточного вре­ мени и времен года» [Куликова, Салмина 2009: 169], названия народного календаря значительно различаются у разных народов, что объясняется разными природными условиями, особенностями социально­ 10 Ананьинская эпоха (VIII-III вв. до н. э.) - время наивысшего взлета культуры прапермского населения Восточной Европы (см.: [Атамтанов 2010: 391]). 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz