Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Лексику орнамента саамов Кольского полуострова можно классифи­ цировать по следующим тематическим группам [Бакула, Васильева 2014]: 1) человек, люди; 2) природа, природные явления, небесные светила; 3) животный мир; 4) быт; 5) элемент орнамента, символизирующий связь с высшими силами: треугольник с полукругом внутри обозначает не что иное, как ‘всевидящее око’ у ййнъесъ чаллъм; 6) религиозные предметы; 7) родовые тамги: ‘свастика’ и ‘совастика’. Для саамского орнамента характерна многозначность символов: воарр ‘петля (в вышивке)’ [ПМА: АА]; ‘петля (на аркане, веревке ) ’ [СРС: 49], воаренч ‘петелька, северная птица, человек в малице, сопка’ [Больша­ кова 2005: 209]. Таким образом, простые, а затем и сложные геометрические формы орнамента, начиная с первобытности, а затем и через этническую тради­ цию исторически отражают специфическую информацию о внутреннем и внешнем мире человека - творце орнамента. Названия элементов орнамен­ та - вербализация этой информации. «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают» [Се­ пир 2001: 193]. Как думали саамы в древности и как представляли мир во­ круг себя, как проектировали его, показывает лексика орнамента саамов, которая помогает реконструировать картину мира коренного северного народа. Лексика декоративно-прикладного искусства представлена в основ­ ном исконными саамскими словами, заимствования из русского языка вступают с ними в синонимические отношения (куаррэ - вышивайе) . Заим­ ствования встречаются в группе однословных лексем с разной степенью фонетической адаптации (подвессък ‘подвязка’, кругя ‘кружочки’, кулон ‘кулон’, брошка ‘брошь’, гарас ‘гарус’, пыссяр ‘бисер’); заимствованные лексемы могут образовывать словосочетания с исконными саамскими сло­ вами (машина нйввъл ‘машинная игла’). Декоративно-прикладное искусство саамов имеет давние традиции, оно отражает традиционное мировоззрение коренного народа, является ре­ зультатом своеобразных представлений саамов об окружающем их мире. Лексика декоративно-прикладного искусства свидетельствует о богатых самобытных традициях ручной работы, о смекалке коренного народа, ко­ торый смог приспособить суровые условия Севера для своего быта, умело сочетая природное богатство с художественным вкусом. Лексический ма­ 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz