Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
поскольку «мало зависит от посторонних влияний, тем более от особенно стей местной природной среды» [Косменко 2001: 6]. О сохранности и важ ности декоративно-прикладного искусства говорит тот факт, что среди те матических групп лексики народного искусства она является самой много численной. В орнаменте своеобразно запечатлена окружающая человека действительность, его совокупность знаний о мире. «Материалом, т.е. ис точником формообразования орнамента, являются, в первую очередь, не впечатления, переживания реального мира, а идеи и понятия, которые к тому же возникают в подсознании, а затем переплавляются в физически осязаемые и осмысленные формы < . > идеи и понятия, живущие в подсо знании. Они представляют собой смысловое поле, систему значений, через которую человек воспринимает окружающий мир» [Лескова 2011: 3-7]. В орнаменте отражаются субъектно-объектные отношения: познание мира, его ценностное осмысление и идеальное преобразование. Описание орнамента саамов Кольского полуострова встречается фрагментарно в работах многих писателей, путешественников, краеведов XIX и XX вв., однако специальное рассмотрение этот вид искусства полу чил в монографии Н.Н. Харузина, где исследователь дал сравнительную характеристику орнамента саамов, отметил его близость с самодийскими и угорскими орнаментами [Харузин 1890: 94-95]. Художественные достоин ства саамского орнамента отмечала и Н.М. Ведерникова [1981: 13-29], об орнаментации одежды и других видов изделий писала Т.В. Лукьянченко [1971]. Подробный анализ типового состава орнамента дан в монографии А.П. Косменко [2011]. Исследователь обращает внимание на оригиналь ный состав мотивов у саамов по сравнению с соседними народами. В со став мотивов входят геометрические и изобразительные. Изобразительные мотивы представляют собой более или менее стилизованные изображения людей, разных видов животных и растений [Косменко 2002: 79]. Геомет рический орнамент является наиболее архаическим. «У кольских саамов, как и у восточносибирских народов, он считается основным, что свиде тельствует о его глубокой типологической и исторической архаике» [Там же: 80]. Н.Н. Волков выделил у саамов три типа геометрического орнамен та: ромб и квадрат; треугольники и зигзаги; круг, розетки, звезду, крест [Волков 1996: 49]. В орнаменте саамов отразились все основные силы при роды, много символов, связанных с основными промыслами народа - охо той, рыболовством, собирательством. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz