Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

этноса, они связаны с обрядовым комплексом. В саамских танцах заклю­ чено пластически-образное мышление народа. Семантика народных танцев саамов состоит в подражании природе: танец ворона, медведя, оленя, они могли являться частью ритуального действа на основе почитания тотема. Ритуальные танцы рассматриваются как своеобразная форма пластически- танцевального проявления этноса, в котором отражены его мифо­ религиозные представления. 7.3. Музыкальное искусство Долгое время считалось, что у саамов не было музыкальных инстру­ ментов. Об этом писал в свое время русский ученый этнограф А.И. Кельсиев, посетивший русскую Лапландию в последней четверти XIX в.: «Лопари не имеют никаких музыкальных инструментов, не поют и пе­ сен не знают» [Визе 1911: 482]. Вероятно, это заявление авторитетного ученого не способствовало интересу к изучению музыкальных инструмен­ тов саамов, тем более, что еще один российский ученый Ю. Визе, посе­ тивший Кольский полуостров в начале XIX в. и собиравший саамские пес­ ни, подтвердил: «Своим собственным музыкальным инструментом лопари не обладают, но перенятая от поморов «гармошка» начинает приобретать среди лопарей боьшую популярность; однако на гармонии они совершенно не играют своих мелодий, предпочитая в данном случае русские и карель­ ские мотивы» [Там же: 483]. Своеобразное саамское пение не предполагает аккомпанемента на обычных инструментах, оно явилось результатом са­ мобытного образа жизни саамов - полукочевого. Кроме того, лопари не­ охотно пели перед незнакомыми людьми, а тем более могли не показывать какие-то приспособления для извлечения звуков. Они оберегали свой фольклор. Поэтому под гармошку саамы поют русские и карельские песни. «Становится несостоятельным и утверждение, что у саамов якобы нет му­ зыкальных инструментов. По инициативе руководителя Ловозерского ан­ самбля песни и пляски В.Д. Гуринова воссоздаются забытые национальные инструменты» [Беляева 1991: 38]. «Тогда были отмечены как воссозданные забытые национальные инструменты навът ‘завывалка’, хоуфф ‘жужжалка’, кетах ‘колокольчики’, придуманные самими участниками ансамбля - постучалки, оленьи копытца, природные камушки» [Киселев, 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz