Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

слово нарэд ‘народ’, которое претерпело некоторую фонетическую адап­ тацию. Данная группа лексики отражает особенности песенного искусства саамов, связанные с кочевым образом жизни народа, «долгими кочевками, одинокой ездой на оленях, жизнью саамов, ограниченной рамками семьи, оторванной от большого коллектива оленеводов» [Там же: 41]. В саамских песнях обнаруживается характер коренного народа Кольского полуостро­ ва: «преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви» [Немирович-Данченко 1877: 213]. По мнению ученых, «музыкальная культура саами - одна из древнейших в ряду культур народов Севера нашей страны», она связана с наскальными рисунками [Травина 1987: 4], «саамские песни еще в боль­ шей степени, чем сказки, являются реликтом глубокой древности» [Сенке- вич-Гудкова 1959: 41]. 7.2. Танцевальное искусство В научной литературе нет отдельных работ, посвященных танце­ вальному искусству саамов. По словам исследователей, «танцевальные жанры не характерны для саамского народного творчества», поэтому тра­ диционные народные саамские танцы не зафиксированы. Современные народные танцы поставлены на основе немногочисленных бытовых обря­ дов саамов [Ваганова 2009: 5]. Д.А. Золотарев, наблюдавший танцующих на вечеринке в Ловозере, отмечал: «Сюда проникли не только кадриль и полька, но и тустеп, краковяк, па-де-спань. Правда, новые танцы умеют исполнять не все. У лопарей самым большим успехом пользуется «опчая», когда в маленькой комнате буквально не остается пустого места и все как бы топчутся в общей массе» [Золотарев 1927: 13]. По свидетельству ин­ формантов, саамы любили танцевать кадриль, которая на Кольском полу­ острове имела свои особенности по сравнению с кадрилью, исполняемой за рубежом [АА, ММ]. Лексика танцевального искусства представлена как саамскими (нюччке ‘танцевать’, коаввсэ ‘повернуться’), так и заимствованными сло­ вами (кадриль ‘кадриль’, тоавврэшш ‘товарищ’, пляссъе ‘плясать’). Традиционные танцы саамов связаны с мифологическими представ­ лениями, в их символическом языке обозначаются ценностные ориентации 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz