Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
слово нарэд ‘народ’, которое претерпело некоторую фонетическую адап тацию. Данная группа лексики отражает особенности песенного искусства саамов, связанные с кочевым образом жизни народа, «долгими кочевками, одинокой ездой на оленях, жизнью саамов, ограниченной рамками семьи, оторванной от большого коллектива оленеводов» [Там же: 41]. В саамских песнях обнаруживается характер коренного народа Кольского полуостро ва: «преданность лопаря к своей родине, мягкость и нежность его чувства, миролюбие и способность его к глубокой любви» [Немирович-Данченко 1877: 213]. По мнению ученых, «музыкальная культура саами - одна из древнейших в ряду культур народов Севера нашей страны», она связана с наскальными рисунками [Травина 1987: 4], «саамские песни еще в боль шей степени, чем сказки, являются реликтом глубокой древности» [Сенке- вич-Гудкова 1959: 41]. 7.2. Танцевальное искусство В научной литературе нет отдельных работ, посвященных танце вальному искусству саамов. По словам исследователей, «танцевальные жанры не характерны для саамского народного творчества», поэтому тра диционные народные саамские танцы не зафиксированы. Современные народные танцы поставлены на основе немногочисленных бытовых обря дов саамов [Ваганова 2009: 5]. Д.А. Золотарев, наблюдавший танцующих на вечеринке в Ловозере, отмечал: «Сюда проникли не только кадриль и полька, но и тустеп, краковяк, па-де-спань. Правда, новые танцы умеют исполнять не все. У лопарей самым большим успехом пользуется «опчая», когда в маленькой комнате буквально не остается пустого места и все как бы топчутся в общей массе» [Золотарев 1927: 13]. По свидетельству ин формантов, саамы любили танцевать кадриль, которая на Кольском полу острове имела свои особенности по сравнению с кадрилью, исполняемой за рубежом [АА, ММ]. Лексика танцевального искусства представлена как саамскими (нюччке ‘танцевать’, коаввсэ ‘повернуться’), так и заимствованными сло вами (кадриль ‘кадриль’, тоавврэшш ‘товарищ’, пляссъе ‘плясать’). Традиционные танцы саамов связаны с мифологическими представ лениями, в их символическом языке обозначаются ценностные ориентации 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz