Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Все обряды, связанные с новорожденным, были направлены на то, чтобы обезопасить ребенка и дать ему здоровье. Половина зафиксированных однословных лексем представляет собой заимствования из русского языка с определенной фонетической адаптаци ей (моллдэдтэ, кум, noahn, тасс ). Данный пласт лексики отражает особенность религиозных воззрений саамов - сочетание веры в христианского бога с языческими верованиями. 6.3. Погребально-поминальный обряд Описанию погребальной обрядности саамов Кольского полуострова посвящены труды Н.П. Большаковой [2005: 270-275], Ф.Г. Иванова- Дятлова [1928: 94-96], Т.В. Лукьянченко [2003: 115-117], Н.Н. Харузина [1890: 155-277]. В структуре погребально-поминального обряда кильдин- ских саамов можно выделить три периода и три группы лексики соответ ственно: предпохоронный (момент наступления смерти, приготовление умершего к погребению, прощание с умершим), похоронный (захоронение или погребение) и послепохоронный (поминальный). С этим обрядом свя заны «Представления о судьбе, жизненном пути». Под влиянием христиан ства появляется обряд отпевания в церкви: коаммрэллэм пэртэсът коадтэнЪ, лавлхэнЪ ‘кланяться в церкви с каждением, песнями’ (процесс отпевания в церкви), коадтэ ‘кадить (поп кадил)’ [АА]. Лексика погребально-поминального обряда представлена в основном исконными саамскими лексемами, заимствований из русского языка за фиксировано только два: памятнэххък, бурка. Исследованный лексический материал свидетельствует о достаточ ной сохранности погребально-поминальной лексики, что, с нашей точки зрения, объясняется более консервативным, замкнутым характером самого обряда. Лексика обрядов жизненного цикла несет в себе большой этногра фический потенциал. По мнению А.Г. Эндюковского, «то, что в русском языке выражается одним словом, используемым для обозначения ряда сходных между собой явлений или предметов, то в кольско-саамском весьма нередко требует двух, трех и даже более разных с л о в . Это обстоя тельство свидетельствует о большой конкретности мышления саама, не 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz