Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Саамы дорожили продолжением своего рода, счастливой считали ту семью, в которой много детей. Появление на свет девочки радовало боль ше, чем рождение мальчика, если таковые в семье уже были, потому что благодаря дочери они увеличивали свое состояние при выдаче ее замуж. С родильным обрядом связаны жертвоприношения богине Саракке, которая помогала при родах. Эти жертвоприношения были бескровными и делались во время родов или сразу после рождения ребенка: например, ва рили кашу после появления младенца и ставили ее под дверь. Известны данные, что могли приносить в жертву и животных женского рода. С бе ременностью связан обряд гадания о том, кто родится. В целом терминология родильного обряда является исконной. За мена ее заимствованиями из русского языка встречается редко (бабка ‘повитуха’). Это связано, вероятно, с тем, что родильный обряд имеет бо лее консервативный, замкнутый, в большинстве своем архаический ха рактер. Данный пласт лексики является свидетельством самобытного миро воззрения коренного народа Кольского полуострова, особенностей его жизни. Древние мифологические представления саамов об одинаковом устройстве природы и человека отражает лексема пёссъ ‘послед’ (букв. ‘гнездо’ [ПМА: АА]; ‘1. береста; 2. гнездо’ [СРС: 254; ССРРС: 72]). Лексе мы коавас ‘кувакса (национальное жилище саамов ) ’ [СРС: 113], ‘чум’ [ССРРС: 39] свидетельствуют о кочевом образе жизни саамов; лексемы лайхх ажесът (пуаз) ‘подарок на рождение от отца’ [ПМА: АА] (букв. ‘подарок отца - олень’); лайхх ённэсът (пуаз) ‘подарок на рождение от ма тери - олень’ [ПМА: АА] отражают обычаи саамов, связанные с традици онным занятием - оленеводством. Обряд крещения связан с христианизацией саамов Кольского полу острова. Как отмечает этнограф Н.Н. Волков, христианскими обрядами со провождались обряды жизненного цикла: рождение ребенка, вступление в брак и похороны [Волков 1996: 72]. Важным вопросом первого периода появления ребенка в семье был вопрос о его крещении. Описание элемен тов саамского обряда крещения встречается в работах Т.В. Лукьянченко [2003: 108-117], Н.Н. Харузина [1890: 178-206, 256-258], И. Шеффера [2008: 326]. В древности обряд крещения существовал вместе с обрядом смывания крещения, во время которого совершалась перемена имени кре щенного ребенка. Считалось, что так можно уберечь детей от болезней. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz