Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
зимних погостах. Это время наименьшей загруженности у саамов, по этому молодежь развлекалась танцами, которые организовывались в специально для этого случая снятой избе. В это время можно было дого вориться о сватовстве. В конце XIX - начале XX в. средний возраст же ниха составлял 21-22 года, невесты - 17-18 лет, однако в более ранние времена возраст жениха и невесты не имел того значения, которое отво дилось богатству, поэтому браки могли быть неравными: как жених, так и невеста могли быть намного старше. Свадьбе предшествовали сватов ство, которое сопровождалось дарением подарков женихом родителям невесты, ее братьям и сестрам, родственникам. Это был своеобразный выкуп за невесту. Свадебный обряд сопровождался различными ритуа лами: оплакиванием невесты, переодеванием в женский наряд, выкупом. С распространением христианства появился обряд венчания в церкви. После этих этапов следовало свадебное застолье, которое тоже обыгры валось. Во время свадебного пиршества молодым дарили подарки. После свадьбы по старинным саамским обычаям молодые оставались в семье невесты на год, по истечении которого невесте отдавалось приданое и они могли жить отдельно. Свадьба воспринималась саамами как боль шой праздник [См. об этом: Большакова 2005: 85-97] В составе лексики свадебного обряда выделены следующие под группы: лексика обряда «Сватовство» и лексика обряда «Свадьба». В са амском языке имеется общее название свадебного обряда - свадьба, кото рое не зафиксировано в современных словарях саамского языка. В [Itkonen 1958a: 538] отмечена лексема svadba в Йоканьгском, Лумбовском и Киль- динском погостах. Данная лексема также зафиксирована и в монографии Г.М. Керта «Саамский язык» [Керт 1971: 257]. Лексема является заимство ванием из русского языка, которое претерпело незначительную фонетиче скую адаптацию. 6.2. Родильно-крестильный обряд Описание отдельных элементов саамского родильного обряда встре чается в работах Н.Н. Волкова [1996: 55-56], Ф.Г. Иванова-Дятлова [1928: 88-91], Т.В. Лукьянченко [2003: 115-117], Н.Н. Харузина [1890: 306-309], И. Шеффера [2008: 322-334]. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz