Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

XIV в. [Чарнолуский 1965: 14]. К 1526 году относятся летописные известия о крещении «дикой лопи» «Кандалагской» губы, где поставлена была цер­ ковь Рождества Иоанна Предтечи [Чарнолуский 1972: 254]. Однако гово­ рить о христианизации саамов Кольского полуострова по этим единичным фактам нет основания. Наиболее значительным явлением внутренней жизни Севера в XIV, XV и XVI вв. следует считать монастырскую колонизацию [Волков 1996: 93]. Деятельность монахов развивалась в двух направлениях: первое - приобретение земельных и рыболовно-промысловых угодий и организация их промышленного освоения; второе - проповедь христианства и органи­ зация богослужебных пунктов (построение храмов и часовен). Так, Соло­ вецкий монастырь распространил свое влияние на Беломорское и Мурман­ ское побережья. К 1752 г. на его попечении находились храмы в Варзуге, Умбе, Кандалакше, Сороке, Ижме, Вирме, Суме, Колежме, Нюхче, Лямце, Пурнеме, Пижемозере, Золотце, Пиалы и других местах [Волков 1996: 94]. Ко второй половине XV в. относится начало христианизации терских лопарей, для крещения которых в устье реки Поноя была построена цер­ ковь Петра и Павла [Ушаков 1997: 62]. Вторая половина XVI в. - распространение христианства среди ло­ парей северо-восточной части Кольского полуострова, что связано с дея­ тельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других. Около 1570 г. на Терском берегу Лапландии поселился монах Феогност, который в результате своей проповеднической деятельности убедил саамов принять христианство. В XVII в. в местах расселения терских лопарей появляются угодья Антониево-Сийского монастыря (на реке Иоканге), Крестного и Вознесенского монастырей (на Иоканге и Поное) [Чарнолуский 1972: 254]. Окончательное распространение христианства среди лопарей было совершено Трифоном Печенгским и Феодоритом Кольским в XVI в. Три­ фон основал на берегу реки Печенги церковь Святой Троицы, около кото­ рой построил кельи для иноков - новокрещенных саамов [Большакова 2005: 32], в 1550 г. - монастырь на реке Печенге, который просуществовал до 1764 г. и сыграл большую роль в распространении христианства. Фео- дорит, изучивший в какой-то мере саамский язык в Соловецком монасты­ ре, построил монастырь в устье реки Колы, где начал обучать новопостри- женных монахов русской грамоте и христианскому вероучению, для чего 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz