Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

5.2. Христианские верования «Глубокий отпечаток на духовный облик народов и их культуру от­ кладывает исторически сложившаяся устойчивая взаимосвязь между опре­ деленными этносами и религиями. В российской истории особое место принадлежит христианству православного исповедания. Распространяясь на новых территориях, русское православие неизбежно вступало во взаи­ модействие с местными культурами, в результате которого возникали син­ кретические образования из христианских и автохтонных верований» [Широнина 2009: 3]. Христианизация саамов, коренного народа Севера, происходила по­ степенно, в течение нескольких веков, и неравномерно. Большую роль в принятии саамами православия сыграло русское население, контакты с ко­ торым начались еще в XII в. В XIII в. Кольский полуостров под названием «Тре» наряду с другими северными землями уже официально входил в со­ став владений Новгородской феодальной республики [Ушаков 1997: 34]. Многие новгородцы переселялись на эти земли навсегда, однако они не за­ ботились о просвещении лопарей христианством. Распространение право­ славия стало появляться после того, как Русь сложилась в крепкое госу­ дарство с централизованной властью в Москве [Харузин 1890: 36]. Русские крестьяне, поселившиеся на Терском берегу, по сравнению с саамами сто­ яли на гораздо более высокой ступени развития. Длительное общение са­ амов с русским населением подготовило почву для перехода их к христи­ анству [Ушаков 1997: 42]. Первым крестителем русских лопарей считается Лазарь Муромский (Мурманский), который еще в XIV в. «начало просвещению русских лопа­ рей Христовою верою положил». Он крестил саамов, живших по берегам Онежского озера. Вначале те оказывали сопротивление Лазарю, однако некоторые язычники обратились ко Христу и даже приняли монашество только после того, как Лазарь чудесным образом излечил сына лопарского старейшины. Так был основан Муромский (Мурманский) монастырь, ко­ торый находился в 70 верстах от Вытегры. Возможно, к тому времени можно отнести проникновение первых слов христианского содержания в саамский язык, но неясно, на каком диалекте говорили саамы, проживав­ шие по берегам Онежского озера [Большакова 2005: 31]. Отдельные слу­ чаи принятия христианства некоторыми лопарями были отмечены в начале 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz