Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

миф о небесной охоте на гигантского оленя или лося, общие имена богов, которые означают небо, воздух, погоду (финский и карельский Ильмари- нен, удмуртский Инмар, Ен у коми; название небесного божества - фин­ ского Юмала, Йомаля коми, марийского Юмо, саамского Юбмела, Имме- ля), общие представления об устройстве Вселенной (верхний, средний и нижний миры, особая роль Полярной звезды, благодаря которой держалась мировая ось - гора, столп или гигантское дерево). Верили финно-угры и в существование низших духов - «матерей» и «отцов», «хозяев» - покрови­ телей полей, лесов и источников, дворов и жилищ, родовых покровителей. Древнейшими святилищами финно-угров были скалы с рисунками- писаницами (или петроглифами) [Кошечкин 2003: 119-120; Петрухин 2003: 508]. Исследователь саамского фольклора, писатель Н.П. Большакова, проанализировав параллели в финно-угорских мифах: общий сюжет о со­ творении мира и земли, космогонические легенды о всемирном потопе, сказки о создании мира, сюжеты о происхождении небесной сферы, ле­ генды о тотемном животном (медведе), - отметила: «В мировоззрении са­ амов считается, что возникновению жизни на земле способствовала жен­ щина, продолжательница человеческого рода, глава в семье. Но так было не только у саамов, по давним преданиям, у манси их первым деятельным человеком на земле тоже была женщина, а мужчина приобрел силу гораздо позднее и только с помощью женщины начал творить добрые дела»7. В монографии Н.Н. Глуховой и В.А. Глухова исследовано единство ценностей финно-угров на материале пословиц и поговорок с помощью ме­ тодов математической статистики, семантического и факторного анализа. В результате ученые пришли к выводу о «глубинной сути общности куль­ туры финно-угорского суперэтноса», в то же время были выявлены черты, указывающие на своеобразие ценностей каждого из рассмотренных финно­ угорских народов. У саамов «степень интеграции в общефинноугорскую систему ценностей» высокая [Глухова 2009: 10, 87]. Лексика дохристианских верований в данной работе представлена следующими подгруппами: лексика анимизма, фетишизма, шаманизма, магии, тотемизма. 7 Большакова Н.П. Саамский фольклор в контексте фольклора и культуры народов Севера и Сибири. Из архивов Большаковой Н.П. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz