Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ставляют марийский и мордовский, а также близкий к нему язык народа мурома, вымерший к концу средних веков. К прибалтийско-финской груп­ пе относятся финский, карельский, вепсский, ижорский, а также эстонский и считающиеся вымершими или вымирающими водский и ливский языки. На прибалтийско-финском говорил и народ меря, вымерший к концу сред­ невековья. К угорской группе принадлежат хантыйский, мансийский и венгерский языки. Манси и хантов объединяют общим названием обские угры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам. К прибалтийско-финским языкам близок саамский язык, но он образует особую группу [Берецки 2000: 231]. Среди финно-угорских народов саамы ближе всего стоят - и по язы­ ку, и территориально - к прибалтийским финнам. По одной из гипотез, са­ амский праязык на более ранней стадии образовывал особую общность с прибалтийско-финским праязыком (т.н. прибалтийско-финско- саамским). Общность между саамским и прибалтийско-финскими языками действительно заметна, однако по своим историческим судьбам, традици­ онной культуре, антропологическому типу и происхождению саамы резко отличаются от прибалтийских финнов и стоят особняком среди финно­ угорских народов [Напольских 1997: 28; Лыткин 1974: 16; Керт 1971: 8; Хайду 1985: 113-115]. На рубеже I-II тыс. н.э. стали формироваться самостоятельные куль­ турные и мифологические традиции западных прибалтийско-финских народов - собственно финнов, карелов, эстонцев, ливов, вепсов, води, ижоры; поволжских финноязычных народов - мордвы и марийцев; перм­ ских народов - коми и удмуртов, а также зауральских угров - хантов и манси. Отделившиеся от своих зауральских родичей венгры переселились в Центральную Европу, лишь частично сохранив древние мифы. К финно­ угорской мифологии близки мифы саамов (лопарей) - охотников, рыболо­ вов и оленеводов севера Скандинавии и Кольского полуострова [Петрухин 2003: 6, 154]. Реконструкцией финно-угорской мифологии занимаются филологи и фольклористы [Айхенвальд 1982; Хелимский 2000]. По мнению ученых, финно-угорская мифология некогда была единой, об этом говорят общие мифы о сотворении Мира, прежде всего Земли (мифы о водоплавающей птице, которая достает Землю, реже - о птице, снесшей яйцо, из которого был сотворен Мир), миф о медведе-первопредке, спустившемся с неба, 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz