Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

мя, когда вековая жизнь разделила обе группы, подчас до поразительности похожи друг на друга» [Харузин 1890: 138]. Особенно много общего видит ученый в саамской и финской мифологии, причем даже в названиях бо­ жеств. Однотипность дохристианских верований выражена, прежде всего, в представлениях предков саамов о трех частях мироздания - верхнем, среднем и нижнем мирах. В нижнем жили души умерших и духи- покровители, этот мир не всегда находился под землей, так, у некоторых групп восточных саамов он мог находиться и на небе. Средний мир насе­ ляли люди и животные, верхний (небо и воздух) - божества. Общим для всех саамов являлось представление о Полярной звезде, которая держала небо с помощью столба или дерева, вера в существование у человека двух душ: неотъемлемой части живого человека вплоть до его смерти и «сво­ бодной», которая могла совершать путешествия в других мирах независи­ мо от человека. «Свободной душой» обладал, например, шаман. Долгое отсутствие «свободной души» могло привести к смерти [Кошечкин 203: 118-119]. Мифология саамов, как отмечал Н. Харузин, была богатой и хорошо развитой, отвечала всем вкусам и потребностям коренного народа и не оставляла для них ни одного неразрешенного вопроса [Харузин 1890: 136]. Мифологическая Вселенная в представлениях древних саамов имела три яруса: Верхний мир - небесный, Средний мир - мир земной и Нижний мир - преисподняя. Верхний и нижний ярусы, в свою очередь, делились на три каждый, т.о. саамская Вселенная оказывалась семислойной. Богатый саамский пантеон Н. Харузин делит на 4 класса. К высшим божествам ученый относит Радиен-Аджь (Рад1ен-атч1е) и его сына Радиен- Кйдтэ (Рад1ен-юедде), дочь Радиен-ниейда (Рад1ен-шейда). Ко второму классу - небесные божества Бейве и Айлекес-Олмак. К третьему - живу­ щие в воздухе божества Мадератья, Мадеракка и Горагаллес, Саракка и Юкс-Акка, Гизен-Олмай и Бадо-Май. К четвертому - боги, живущие под землей: Сайво, Сайво-Олмак, Сайво-Гуелла, Ябме-Акко; Рота, Фудно, Муббен и Пага [Харузин 1890: 140]. Боги, живущие на земле, - это Лейб- Олмай (Олмак), Киозе-Олмай (Олмак). «Некоторых богов одни лопари по­ мещали на земле, тогда как лопари других местностей указывали их ме­ стожительство то в воздухе, то под землей» [Харузин 1890: 141]. Н. Большакова, объединяя саамских богов из книги Н.Харузина с богами из саамских сказок, представляет их классификацию из 9 групп: 1) боги 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz