Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
роды. Существовала вера в божества - покровителей промыслов, среди ко торых особым уважением пользовались хозяйка оленьих стад Луот-хозик, охранительница оленей Разиайке и другие [Чарнолуский 1972: 257]. Счи талось, что духи живут в озерах, реках, охраняя рыбные места. Кроме зо оморфных и аморфных духов, среди саамов была распространена вера в существование различных антропоморфных демонов, ведущих невидимую жизнь и относительно нейтральных, то есть редко оказывающих влияние на жизнь человека. Это три типа демонов: чаклинги, чанги и кушт- натэмолмынч. Чаклинги - голые человечки маленького роста, живущие в трещинах скал и в кочках. Куштнатэмолмынч - особый невидимый мир, пасущий свои стада вокруг саамов. В этих стадах паслись белые и черные олени. Чанги упоминаются в связи с блужданиями по лесу в поисках доро ги к дому, из чего можно заключить, что их функция соответствует функ ции лешего в русских поверьях [Волков 1996: 76]. С этими верованиями слились и возникшие позднее магия и шама низм. Населяя весь окружающий мир духами, древние саамы искали спо собы общения с ними, обращались к ним за помощью, для чего в племени выделялись посредники - шаманы. Шаманы (нойды) могли повелевать по годой, управлять бурями, врачевать больных, предсказывать судьбу. Слава лопарских кебунов (шаманов) распространилась далеко за пределами оби тания лопарей. Вера в магические возможности нойдов сохранилась у саамов до сих пор, но колдовство шаманов не удивляло остальных, так как колдовать способен был каждый, кто научится этому по дружбе или хитростью. «Еще в XVI-XVII веках слава о могущественных лапландских чародеях была далеко известна за пределами Лапландии. Чары саамских колдунов пугали викингов, занимали воображение неспокойных за свою судьбу государей и восхищали путешественников. Но и в пределах самой Лапландии славой наиболее могущественных чародеев пользовались са амы Кольского полуострова» [Волков 1996: 72-73]. На однотипность дохристианских верований у всех групп саамов указывает Н.Н. Харузин [Харузин 1890: 138], Б.И. Кошечкин [Кошечкин 203: 118-119]. «Несомненно то, что лопари все, как скандинавские, так и русские, имеют в далеком прошлом одно происхождение, что они две вет ви, выросшие из одного ствола, что даже одно различие между отдельны ми группами сказывается, главным образом, в антропологическом типе. < .. > Но зато во многих своих обрядах и поверьях, даже в настоящее вре 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz