Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Сейдам приносили в жертву оленей, их «кормили», т.е. смазывали кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу [Чарнолус­ кий 1972: 37]. По мнению Н.Н. Волкова, первоначально сейды были родо­ выми фетишами. По мере дробления родовых угодий, сейды превращались в семейные фетиши. Сейд требовал определенных правил поведения вбли­ зи него: тишины, безусловного воздержания от ругани и даже шуток, лю­ бил подарки, пищу, которую ели и саамы. За внимание к себе сейд загонял рыбу в сети, помогал на охоте и при выпасе оленей. За невнимание мог жестоко наказать: лишить промыслов, наслать болезнь и даже смерть [Волков 1996: 73]. В сказках Кольского полуострова к сейдам обращались за помощью при нападении врагов. Культ сейдов был общим для всей Ла­ пландии, его отмечали в XVII-XX вв. у саамов зарубежья и в XIX-XX вв. у лопарей России. Существуют разные точки зрения на происхождение данного культа. Часть исследователей связывает его с культом предков. Н.Н. Харузин по­ лагал, что вера в сейд как жилище духа умершего происходит от его пер­ воначального назначения в качестве могильного памятника [Харузин 1890: 183]. В сказках Кольского Севера появление сейдов объясняют обычно внезапным превращением людей в камни, т.е. им приписывается человече­ ское происхождение. По мнению Ю.Б. Симченко, это свидетельствует о связи жертвенных мест с представлениями о культе земли-матери [Сим­ ченко 1976: 255]. Большинство исследователей все же рассматривают сей­ ды как духов-хозяев определенной территории, от которых зависела удача в промыслах [Манюхин 1996]. Сакральные свойства приписывали саамы оленьим рогам: отсюда обычай забрасывать рога на крыши домов, прибивать их к фасаду жилища; поклонялись озерам, к которым приносили жертвенные рога оленей, укра­ шенные нитками бисера и кусочками цветного сукна. У некоторых бабин- ских6стариков были завернутые в тряпки божки вроде кукол, с которыми они никогда не расставались [Волков 1996: 73, 77]. Более высокая форма первобытных верований - анимизм (вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы) также характе­ рен для религиозных представлений саамов. Древние лопари поклонялись небесным светилам (солнцу, луне), обожествляли различные явления при­ 6 Бабинский - от Бабино (саам. Ахкель-сийт), населенный пункт, погост. Располагался в западной части озера Бабинской Имандры, на берегу губы Уполокши. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz