Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
детской мочой шкуры оленей приобретают запах, чуждый дикарям, значит, охотник может себя обнаружить [Там же: 134]. Охотникам на дикого оленя и вообще мужчинам не следует говорить и даже думать в ночное время о Мяндаше - покровителе лопарей [Там же: 79]. Существовал запрет бить спящего оленя [Там же: 135]. В хирвасном стаде диких оленей нельзя уби вать, а только одну важенку на прокорм семье. Нельзя было смотреть в глаза Мяндашу: за это карала судьба [Там же: 75]. Члены тотемной группы стремились придать себе облик, схожий с тотемом. Так, на древнем тайном празднике «Имание оленей» праздничному одеянию придавался вид, напоминающий образ оленя [Большакова 2005: 405]. Особое значение у саамов имел фетишизм - почитание неодушев ленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественны ми свойствами. Предметы могли мыслиться как самостоятельное суще ство, как постоянная или временная обитель божества. Наиболее древними фетишами являются природные объекты - необычной формы скалы, кам ни, деревья [Лобазова 2005: 88]. Вслед за природными фетишами появи лись рукотворные - идолы, статуи, амулеты, обереги, талисманы. Матери алом для них служили непривычной формы ветви, камни, когти животных и т.п. Наиболее распространенными оберегами являлись рога диких оленей и щучьи зубы. Н.Н. Волков вспоминал, что щучьи зубы привешивали к ко сякам окон или дверей, объясняя, что они предохраняют от сглаза и помо гают рыболовству. Роль оберега выполняли и когти медведей, которые мужчины носили на поясах, и лосиные зубы, привязанные к колыбели младенца. Амулетом являлся «камень счастья», или «живой камень», пред ставлявший собой окаменевший плоский орех величиной не более медного пятака. «Будучи опущен в стакан с водой, он не тонет, разбухает, впитыва ет в себя воду, и это дало повод считать его «живым». Находка такого камня, как считали саамы, приносит счастье» [Волков 1996: 77]. Все эти фетиши предназначались для охраны человека от злых духов. Однако бы ли и духи, благотворно влияющие на жизнь человека, - это духи умерших предков, которые якобы сохраняют родственные чувства к живущим по томкам. Культ предков характерен для развитого родового строя [Лобазова 2005: 90]. Древние лопари поклонялись сейдам - священным камням, в кото рых, по их понятиям, обитал дух этого камня, предок и даже родоначаль ник жителей какого-нибудь населенного пункта [Чарнолуский 1965: 133]. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz