Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

первоначальной целостности в ходе времени, а во-вторых, с их значитель­ ной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при рекон­ струкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимуще­ ственно к западным саамам. Сведения о религии кольских саамов относят­ ся лишь к концу XIX - началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле­ жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль­ шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за­ трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со­ ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие­ веда Уно Харва (Harva, 1915) [См. об этом: Кошечкин 2003: 118-119]. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан­ ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз­ личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Тотемизм - ве­ ра в таинственную родственную связь между группой людей и определен­ ным видом растений, животных или явлений природы» [Лобазова 2005: 83]. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными [Большакова 2005: 239]. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь [Чарнолуский 1965: 59]. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. В упомина­ ниях Тацита (приблизительно 90 г. н.э.) охота составляет занятие одинако­ во и мужчин, и женщин: они отправляются вместе, но каждый при этом имеет свою часть в добыче [Там же: 11]. К табу относятся следующие за­ преты. Табу Мяндаша - «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить» - связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz