Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
первоначальной целостности в ходе времени, а во-вторых, с их значитель ной трансформацией под воздействием различных внешних влияний. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при рекон струкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимуще ственно к западным саамам. Сведения о религии кольских саамов относят ся лишь к концу XIX - началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в изучение верований коренного народа внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадле жит Н.Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Боль шинство западных исследований, посвященных саамской религии, не за трагивают дохристианских верований кольских саамов, исключение со ставляет, по мнению Б.И. Кошечкина, только труд финляндского религие веда Уно Харва (Harva, 1915) [См. об этом: Кошечкин 2003: 118-119]. Тем не менее, все собранные материалы и наблюдения ученых- этнографов позволяют в основных чертах сделать выводы о дохристиан ской религии саамов. Ученые отмечают, что до принятия христианства саамы (лопари - дореволюционное название саамов) были язычниками и поклонялись раз личным божествам-духам (сейдам), которым приносили в жертву часть охотничьей добычи. Для дохристианских религиозных верований саамов характерен тотемизм, одна из древнейших форм религии. «Тотемизм - ве ра в таинственную родственную связь между группой людей и определен ным видом растений, животных или явлений природы» [Лобазова 2005: 83]. Допускается кровная связь с диким северным оленем, которого саамы почитают как своего прародителя-Мяндаша, медведем-оборотнем Таллой, Таллушкой, волком, собакой, другими животными [Большакова 2005: 239]. Так, свое происхождение они ведут от Мяндаш-девы, женщины-оленя, у которой рождается теля-сын. Он превращается в молодого оленя - Мяндаш-парнь [Чарнолуский 1965: 59]. В рамках тотемизма возникает система запретов - табу. В упомина ниях Тацита (приблизительно 90 г. н.э.) охота составляет занятие одинако во и мужчин, и женщин: они отправляются вместе, но каждый при этом имеет свою часть в добыче [Там же: 11]. К табу относятся следующие за преты. Табу Мяндаша - «нельзя шкуры-постели детские ребячьей мочой замочить» - связано с правилами охоты на диких оленей: подмоченные 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz