Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т.п.» [Мелетинский 1977]. В мифе проявился синкретизм первобытной культуры, т.е. нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Себя первобытный человек воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все­ ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво­ бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при­ надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи­ вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва­ ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо­ вало табу [Культурология 2004: 76-78]. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани­ мизм. Древний человек прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тотемизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и духов (анимизм) [Грушевицкая 2001: 225-226]. Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований са­ амов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето­ вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях [Волков 1996: 72]. На недостаточную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский [Чарнолуский 1972: 275], Б.И. Кошечкин [Ко- шечкин 2003: 118-119]. По мнению Б.П. Кошечкина, трудность рекон­ струкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz