Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
писывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, возможность выступать в человекообразном физическом облике, иметь социальную организацию и т.п.» [Мелетинский 1977]. В мифе проявился синкретизм первобытной культуры, т.е. нерасчле- ненность различных сфер и явлений культуры. Себя первобытный человек воспринимал как органичную часть природы, а род и общину представлял по модели вселенной. Первобытный человек ощущал свое родство со все ми живыми существами. Синкретизм был принципом мышления перво бытного человека, в сознании которого отсутствовали четкие оппозиции между субъективным и объективным, живым и мертвым, материальным и духовным, символ сливался с тем, что обозначал, поэтому предмет, при надлежавший человеку, отождествлялся с самим человеком, отсюда вера в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Особую роль играло в первобытной культуре слово. Так, называние явления, жи вотного, человека при исполнении магических обрядов означало вызыва ние этого явления, животного, человека, имена воспринимались как часть человека или вещи, поэтому для названий тотемных животных существо вало табу [Культурология 2004: 76-78]. Первоначальными формами мифа были фетишизм, тотемизм и ани мизм. Древний человек прошел путь от обожествления отдельных вещей (фетишизм) к обожествлению своей общины в образе тотемного предка рода (тотемизм), а затем - к признанию самостоятельного существования душ и духов (анимизм) [Грушевицкая 2001: 225-226]. Н.Н. Харузин, посвятивший в своей работе вопросам верований са амов один из самых значительных разделов - «О древней религии лопарей и о следах древних верований среди современных русских лопарей», сето вал на трудности в сборе материала и отмечал безвозвратно потерянное время. В еще более сложном положении оказался Н.Н. Волков, который собирал сведения о древних верованиях лопарей спустя сорок лет. Ученый отмечал, что ни молодежь, ни люди среднего возраста от 30 до 40-50 лет не имели ни малейшего представления о былых верованиях [Волков 1996: 72]. На недостаточную изученность дохристианских верований лопарей указывал В.В. Чарнолуский [Чарнолуский 1972: 275], Б.И. Кошечкин [Ко- шечкин 2003: 118-119]. По мнению Б.П. Кошечкина, трудность рекон струкции древних представлений саамов связана, во-первых, с утратой их 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz