Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
этот порядок, чтобы исключать необъяснимые события и безвыходные коллизии. Термин «мифология» (из греческого mythos - предание, сказание и logos - слово, учение) имеет два значения: первое - это «мифы в их сово купности, некотором единстве, определенной системной связности (например, «архаическая мифология», «античная мифология», «ветхоза ветная мифология» и др.)», второе - «научная дисциплина, изучающая со хранившиеся первобытные мифы, производные от них формы, сущность и формы мифотворчества как особой деятельности сознания» [Найдыш 2010: 9]. «Мифология - система взглядов, основанная на иррациональном спосо бе восприятия и отражения мира, существующая в виде преданий о богах, сверхъестественных существах и героях, участвовавших в сотворении ми ра» [Грушевицкая 2001: 225]. Нас интересует понимание термина «мифология» в его первом зна чении. «Мифология - весьма архаическая и вместе с тем очень живучая форма творческой фантазии. Она выступает доминантой духовной культу ры в первобытных и отчасти древних обществах, господствующим спосо бом глобального концептуализирования. Мифология - тип мышления, ко торому свойственно наивное очеловечивание окружающей природы, ме тафорическое сопоставление природных и культурных объектов», что при вело к представлению космоса в целом в виде живого существа, к отож дествлению макро- и микрокосмоса. Мифологическое мышление - «форма познания окружающего мира» [Мелетинский 1977]. Однако, по мнению Е.М. Мелетинского, мифологию нельзя как отождествлять с искусством или религией, так и противопоставлять им. Мифологический мир - это не просто космос, а магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастно стью и магическим влиянием (не только человек зависит от богов, но и бо ги зависят от человека, и все они есть лишь элементы космического цело го). Другими словами, человеческая жизнь не самоценна, она есть прямое продолжение космической жизни, а внутренняя драма человеческой души воспринимается как результат вмешательства демонов и богов [Культуро логия 2003: 106-113]. «Для мифологического мышления характерно то, что «первобыт ный» человек еще не выделял себя отчетливо из окружающего природного мира и переносил на природные объекты свои собственные свойства, при 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz