Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
менем в древнегреческой культуре появилось множество других оттенков значения термина: полулегендарное предание о жизни предков, боговдох новенная истина, вымысел, воображение, повествовательность вообще, ложь, слух и т.д. В средневековье термин сузил спектр своих значений и обозначал языческие верования или формы фольклорного творчества, для новоевропейского мышления миф - произвольная выдумка, субъективная фантазия, не имеющая ничего общего с действительностью. В XX в. по явилась тенденция полисемантизации термина, следствием которой яви лось множество его смысловых оттенков. Однако «в истории культуры миф прежде всего предстает как исторически первая форма сознания, как сознание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее мировоззрение» [Найдыш 2010: 12-15]. По мнению Е.М. Мелетинского, бесчисленное количество дефини ций мифа исходит из различных воззрений на функцию мифологии (объ яснительную, психологическую, социологическую и т.д.), из разнообраз ных взглядов на соотношение мифа с религией, искусством, философией, ритуалом, легендой, сказкой. Многочисленные определения мифа распа даются на две группы в зависимости от того, что взято за основу - «пред ставление» или «повествование», так как «мифология представляет собой одновременно определенный набор представлений о мире и совокупность повествований о конкретных фантастических персонажах, так называемых богах и героях» [Мелетинский 1977]. В этом смысле Е.М. Мелетинский указывает на двуединую природу мифа. «По самой своей сущности миф, по крайней мере первобытный, есть символическое описание модели мира посредством рассказа о происхождении различных элементов современно го мироустройства» [Там же]. Миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления приро ды как одушевленные существа. Миф стал первой формой освоения дей ствительности, в которой проявился синкретизм первобытной культуры. Он воспринимал мир как целостность и содержал в зародыше все выде лившиеся позднее сферы культуры (мораль, религию, искусство и др.) [Грушевицкая 2001: 225-226]. Е.М. Мелетинский указывает на двуединую функцию мифа объяс нять существующий социальный и космический порядок и поддерживать 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz