Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

менем в древнегреческой культуре появилось множество других оттенков значения термина: полулегендарное предание о жизни предков, боговдох­ новенная истина, вымысел, воображение, повествовательность вообще, ложь, слух и т.д. В средневековье термин сузил спектр своих значений и обозначал языческие верования или формы фольклорного творчества, для новоевропейского мышления миф - произвольная выдумка, субъективная фантазия, не имеющая ничего общего с действительностью. В XX в. по­ явилась тенденция полисемантизации термина, следствием которой яви­ лось множество его смысловых оттенков. Однако «в истории культуры миф прежде всего предстает как исторически первая форма сознания, как сознание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее мировоззрение» [Найдыш 2010: 12-15]. По мнению Е.М. Мелетинского, бесчисленное количество дефини­ ций мифа исходит из различных воззрений на функцию мифологии (объ­ яснительную, психологическую, социологическую и т.д.), из разнообраз­ ных взглядов на соотношение мифа с религией, искусством, философией, ритуалом, легендой, сказкой. Многочисленные определения мифа распа­ даются на две группы в зависимости от того, что взято за основу - «пред­ ставление» или «повествование», так как «мифология представляет собой одновременно определенный набор представлений о мире и совокупность повествований о конкретных фантастических персонажах, так называемых богах и героях» [Мелетинский 1977]. В этом смысле Е.М. Мелетинский указывает на двуединую природу мифа. «По самой своей сущности миф, по крайней мере первобытный, есть символическое описание модели мира посредством рассказа о происхождении различных элементов современно­ го мироустройства» [Там же]. Миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления приро­ ды как одушевленные существа. Миф стал первой формой освоения дей­ ствительности, в которой проявился синкретизм первобытной культуры. Он воспринимал мир как целостность и содержал в зародыше все выде­ лившиеся позднее сферы культуры (мораль, религию, искусство и др.) [Грушевицкая 2001: 225-226]. Е.М. Мелетинский указывает на двуединую функцию мифа объяс­ нять существующий социальный и космический порядок и поддерживать 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz