Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Таким образом, под лексикой верований в данной работе будет по ниматься та лексика, которая обслуживает сферу дохристианской и хри стианской религии. Об условном характере термина «религия» по отношению к древ нейшим верованиям саамов говорил Н.Н. Волков. Изучая сохранившиеся пережитки в среде саамов, он сомневался в том, что древние верования принимали когда-нибудь устойчивые религиозные формы. Тем не менее, ученый признавал, что для самобытной религии саамов характерны три ее признака: магия, фетишизм, анимизм, то есть основные для любой религии элементы. С точки зрения ученого, у саамов эти элементы древней религии не усложнены мифологией, не прикрыты философией, а выступают во всей первобытной простоте [Волков 1996: 72]. «В основе древнейших верова ний лопарей лежали тотемистические представления и культ гор и камней, деревьев и вод, растений и животных, в частности дикого северного оленя. С этими верованиями слился и возникший позднее шаманизм» [Чарнолус кий 1965: 14]. По замечанию Н. Харузина, «не одно шаманство составляет характерную черту древнелопарских верований; наряду с ним мы встреча ем и высокоразвитые представления: и поклонение духам, населяющим окружающую лопаря природу, и поклонение небесным светилам и гроз ным атмосферическим явлениям. Но, несмотря на довольно хорошо разви тую мифологию, мы встречаем у лопарей и грубый фетишизм, который как-то странно соединяется с высокими религиозными представлениями. В тесной связи с фетишизмом стоит у лопарей и шаманизм» [Харузин 1889: 39-40]. «Христианство явилось третьим религиозным наслоением» [Чарно луский 1965: 14]. Лексика верований саамов Кольского полуострова может быть пред ставлена двумя подгруппами: лексикой дохристианского (языческого) и лексикой христианского происхождения, что соответствует принятому в отечественном религиоведении выделению этапов развития исторических форм религии [Лобазова 2005: 43]. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz