Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

4. Лексика духовной культуры саамского языка В качестве основных источников лексики духовной культуры коль­ ских саами использовались этнографические тексты XVII - начала XXI вв.: Н.П. Большакова «Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем» [2005], Н.Н. Волков «Российские саамы. Историко­ этнографические очерки» [1996], И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» [2007], Д.А. Золотарев «Кольские ло­ пари» [1928], Е.И. Мечкина «Фольклорные традиции в культуре саамской семьи» [2010], Н.Я. Озерецковский «Описание Колы и Астрахани» [1804], Д.Н. Островский «Лопари и их предания» [1889], Н.Н. Харузин «Русские Лопари (Очерки прошлаго и современнаго быта)» [1890], В.В. Чарнолус­ кий «Легенда об олене-человеке», «В краю летучего камня» [1965, 1972], И. Шеффер «Лаппония» [2008] и др.; учебные: Г.М. Керт «Саамский язык (кильдинский диалект)» [1971], А.Е. Мозолевская, Е.И. Мечкина «Саам­ ское рукоделие» [2008], К.П. Щеколдин «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии» [1895] и др.; лексикографиче­ ские: Н.Е. Афанасьева «Саамско-русский словарь» [1985], T. Itkonen «Koltan- ja kuolanlapin sanakirja» [1958], Г.М. Керт «Словарь саамско- русский и русско-саамский» [1986] и др.; духовные: Евангелие от Матфея [2009], «Житие Трифона Печенгского» и словарь к «Житию Трифона Пе- ченгского» [2010], составленный А.А. Антоновой, «Иисус паррнэ каннЬц» [1996], а также материалы фонограммархива и научного архива Карельско­ го научного центра, архива Мурманского областного краеведческого му­ зея, данные информантов - носителей кильдинского диалекта саамского языка. Анализ изученной литературы показал, что в этнографических работах лексика духовной культуры практически не встречается, кроме того, она зафиксирована на разных диалектах. В словарях саамского языка такая лексика не всегда имеет пометы. В образцах саамской речи лексика духовной культуры представлена в основном в фольклорных текстах. Большая часть слов, отражающих духовную культуру, хранится в памяти информантов, носителей языка. В научной литературе лексика духовной культуры кольских саами впервые в российском саамском языкознании получила свое освещение в работах В.Б. Бакулы [2010, 2013], в которых была предложена классифи­ 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz