Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
культур географических соседей, особенно влияние русской культуры в силу сложившихся исторических условий. Эти процессы отразились в са амских диалектах. Многие элементы народной саамской культуры уже не возможно реконструировать, описание их отсутствует в этнографических источниках. Кроме того, язык кольских саамов долгое время оставался бесписьменным. В настоящее время саамский язык имеет статус исчезаю щего языка. В этих условиях лексика духовной культуры кольских саамов является важнейшим, если не единственным средством фиксации культу ры коренного народа. Являясь составной частью словаря традиционной народной культуры саамов Кольского полуострова, лексика духовной культуры сама по себе интересна с точки зрения своего состава, семанти ки, словообразования, особенностей функционирования, в то же время она является ценным источником для изучения особенностей диалектов саам ского языка. Этнолингвистический подход к лексике духовной культуры коль ских саамов предполагает прежде всего определение специфических осо бенностей этноса, мировоззрения коренного народа, особенностей культу ры, которые отражаются в кильдинском диалекте саамского языка. Исходя из мнения Н.И. Толстого, что этнолингвистика может и должна члениться по этноязыковым признакам и в этом случае можно говорить о таких авто номных дисциплинах, как славянская, романская, германская, а также бо лее частных - польская, немецкая и другие этнолингвистики, возможно признать целесообразность существования и саамской этнолингвистики. В данной работе представлены в первую очередь слова «с нацио нальными этнокультурными значениями» [Ахметьянов 1981: 3], так назы ваемая «культурная лексика» [Толстая 1996: 235-248], т. е. имена культур ных реалий - названия обрядов, специальной обрядовой терминологии (свадебной, погребальной, родильной), названия праздников, видов народ ного искусства, народного календаря. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz