Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

культур географических соседей, особенно влияние русской культуры в силу сложившихся исторических условий. Эти процессы отразились в са­ амских диалектах. Многие элементы народной саамской культуры уже не­ возможно реконструировать, описание их отсутствует в этнографических источниках. Кроме того, язык кольских саамов долгое время оставался бесписьменным. В настоящее время саамский язык имеет статус исчезаю­ щего языка. В этих условиях лексика духовной культуры кольских саамов является важнейшим, если не единственным средством фиксации культу­ ры коренного народа. Являясь составной частью словаря традиционной народной культуры саамов Кольского полуострова, лексика духовной культуры сама по себе интересна с точки зрения своего состава, семанти­ ки, словообразования, особенностей функционирования, в то же время она является ценным источником для изучения особенностей диалектов саам­ ского языка. Этнолингвистический подход к лексике духовной культуры коль­ ских саамов предполагает прежде всего определение специфических осо­ бенностей этноса, мировоззрения коренного народа, особенностей культу­ ры, которые отражаются в кильдинском диалекте саамского языка. Исходя из мнения Н.И. Толстого, что этнолингвистика может и должна члениться по этноязыковым признакам и в этом случае можно говорить о таких авто­ номных дисциплинах, как славянская, романская, германская, а также бо­ лее частных - польская, немецкая и другие этнолингвистики, возможно признать целесообразность существования и саамской этнолингвистики. В данной работе представлены в первую очередь слова «с нацио­ нальными этнокультурными значениями» [Ахметьянов 1981: 3], так назы­ ваемая «культурная лексика» [Толстая 1996: 235-248], т. е. имена культур­ ных реалий - названия обрядов, специальной обрядовой терминологии (свадебной, погребальной, родильной), названия праздников, видов народ­ ного искусства, народного календаря. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz