Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
Объектом изучения этнолингвистики является не только язык, но и такие формы и субстанции, в которых выражено коллективное сознание, народный менталитет, а также сложившаяся в том или ином этносе «кар тина мира», т. е. вся народная культура, все ее виды, жанры и формы: вер бальные (лексика и фразеология, паремиология, фольклорные тексты), ак- циональные (обряды), ментальные (верования). Предметом этнолингви стики является содержательный план культуры, ее семантический (симво лический) язык, ее категории и механизмы. Целью этнолингвистики явля ется семантическая реконструкция традиционной (архаической, дохристи анской, мифопоэтической в своей основе) картины мира, мировоззрения, системы ценностей [Толстая 1996: 235-248]. Раскрывая суть этнолингвистического подхода к изучению славян ской духовной культуры, Н.П. Толстой опирался на значение самого тер мина «этнолингвистика», которое складывалось из двух составляющих: этно- обозначает, что «традиционная народная культура изучается в ее эт нических, региональных» и «диалектных формах», лингвистика обознача ет, что главным источником для изучения традиционной культуры являет ся язык. Этнолингвистика пользуется многими лингвистическими поняти ями и методами - такими, как семантика, грамматика, синтаксис, прагма тика, диалект, текст, синонимия, оппозиция, реконструкция и др. В данной работе за основу берется следующее определение Н.П. Толстого: «Этнолингвистика есть раздел языкознания или - шире - направление в языкознании, ориентирующее исследователя на рассмотре ние соотношения и связи языка и духовной культуры, языка и народного менталитета, языка и народного творчества, их взаимозависимости и раз ных видов их корреспонденции» [Толстой 1995: 27]. Значительная часть лексики традиционной народной духовной куль туры саамов носит этнографический характер, она в наиболее адекватной форме отражает формы быта и самосознание народа, своеобразное видение мира предками саамов и служит «особым ориентиром в его освоении». Специфика данного пласта лексики состоит в национальной специфике культуры саамского народа, возникшего и развивавшегося в условиях, продиктованных особенностями жизни и быта оленеводов, сложным и противоречивым характером религиозных форм общественного сознания, на основе которых возникли обряды и обрядовая лексика саамского языка. Культура саамского народа несколько веков испытывала на себе влияние 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz