Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.
способов их формального воплощения (слово, предмет, обряд, изобра жение и т.п.) [Толстой 1995: 39-40]. Это направление представлено в трудах В.В. Иванова и В.Н. Топорова, Н.И. Толстого и его учеников. Объектом «широкой» этнолингвистики становится вся народная культу ра. При таком подходе главное - это понимание «интегральности» куль туры, т. е. смыслового единства всех ее форм и жанров (языка, обряда, верований, народного искусства), которое обусловлено единой картиной мира воспринимающего и осмысляющего мир и создающего культуру человека. В этом состоит антропологический взгляд на культуру и язык, характерный для всей области гуманитарного знания в наше время [Тол стая 1996: 235-248]. Этнолингвистика как направление и как определенный подход к языку сквозь призму духовной культуры возникла в первой трети XX в. в рамках антропоцентрической парадигмы и была связана с именами этно графа Ф. Боаса и языковеда, этнографа Э. Сэпира, изучавших языки, ли шенные письменной традиции, языки и культуру американских индейцев, хотя этнолингвистические идеи содержались уже в XVIII в. в трудах И.Г. Гердера. Благодаря работам Э. Сепира и Б. Уорфа, этнолингвистические идеи и методы и сегодня в науке, по замечанию Н.И. Толстого, «применяются почти исключительно к языкам и социумам с бесписьменной традицией или к современным языковым процессам социумов без оглядки на их ис торическое развитие». В разработке этнолингвистического направления в России огромное значение имели работы Е.Ф. Будде, М.В. Витова, Н.Н. Дурново, Д.К. Зеленина, А.И. Соболевского, В.Н. Топорова, О.Н. Трубачева, А.А. Шахматова и др. [См. об этом: Толстой 1995: 35]. Изучая язык в аспекте его соотношения с этносом, этнолингвистика прежде всего учитывает специфические особенности этноса. «Какие образы, представ ления, знания того или иного этноса как, каким образом выражаются в языке - это одна из наиболее серьезных проблем этнолингвистики» [Герд 1995: 58]. По мнению Н.Н. Толстого, для реконструкции древних соотношений языка и этноса, языка и народной культуры существенно обратить внима ние на язык, религию, верования, обычаи, искусство [Толстой 1995: 29]. Н.Н. Толстой сформулировал задачи, предмет и объект этнолингви стики, ее методы и соотношение с другими дисциплинами. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz