Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

делом этнолингвистики и исследует только синхронные взаимодействия языка и культуры [Телия 1996: 217]. С точки зрения других - это принци­ пиально разные дисциплины, поскольку их содержание и задачи неодина­ ковы. Этнолингвистику интересует то, как проявляются в языке древней­ шие, соотносящиеся с мифологическим мышлением коренные пласты культуры этноса, лингвокультурология изучает отражение в языке особен­ ностей культуры народа на современном этапе его развития, причем важ­ нейшим методом лингвокультурологических исследований является па­ раллельное межъязыковое и межкультурное сопоставление [Куликова, Салмина 2009: 148]. По мнению А.С. Герда, этнолингвистика - комплекс­ ная наука, пограничная между этнографией (этнологией, народоведением), изучающей бытовые и культурные особенности народов, проблемы проис­ хождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, и лингвистикой [Герд 1995: 4]. Цель этнолингвистики - показать, как язык в разных формах его существования и его история влияли и влияют на исто­ рию народа [Там же: 5]. С точки зрения Е.Л. Березович, этнолингвистика «изучает этнокуль­ турную информацию», которая разнообразна в функциональном плане: обыденную, мифологическую, религиозную и др. Материалом для этно­ лингвистики служит в первую очередь лексикон народной традиции [Бере­ зович 2007: 11]. Отсутствие единого общепринятого определения этнолингвистики Н.И. Толстой связывает с тем, что как дисциплина она «переживает свое второе рождение и еще или снова определяет свои границы, задачи, свой предмет и материал» [Толстой 1995: 39]. Н.И. Толстой дает два определе­ ния этнолингвистики: в узком и широком смысле. В узком смысле этнолингвистика понимается как раздел языкозна­ ния и объектом ее считается язык в его отношении к культуре. В этом рус­ ле известны работы Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Т.В. Булыгиной, А. Вержбицкой, В. Гумбольдта, А.А. Потебни, Э. Сепира, Б. Уорфа, АД . Шмелева [См. об этом: Толстой 1995: 27]. В трудах этих ученых объ­ ектом изучения является именно язык, т.е. то, что соответствует «узкому» пониманию этнолингвистики. В широком смысле этнолингвистика понимается как комплексная дисциплина, предметом изучения которой является «план содержания» культуры, народной психологии и мифологии независимо от средств и 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz