Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Лингвистический термин «языковая картина мира» тесно связан и может быть объяснен с помощью терминов «картина мира», «научная кар­ тина мира», «наивная картина мира». «Картина мира - это результат отражения действительности созна­ нием, совокупность знаний о мире («образ мира», «модель мира»), которая существует в сознании отдельного человека или народа» [Куликова, Сал- мина: 150]. Картина мира зависит от того, кто познает мир, что именно познает, как познает и когда. Так, например, мифологическое мышление и соответственно познание было свойственно человеку древности, а научное познание - современному человеку, детская картина мира отличается от взрослой. Под научной картиной мира понимается «теория мира, разрабо­ танная наукой в целом и совокупностью частных наук» [См. об этом: Ку­ ликова, Салмина: 151], она представлена научными гипотезами, теориями. Наивная картина мира - это «реальные представления о мире и человеке, свойственные членам данного культурно-исторического сообщества на определенном этапе его развития». Наивная картина мира зависит от взаи­ модействия человека с окружающим его миром: природой, предметами и людьми, следовательно, у каждого народа будет своя наивная картина ми­ ра. «Основной формой существования наивной картины мира является язык и посредством языка она «внушается» человеку» [Там же]. Таким об­ разом, языковая картина мира - это часть наивной картины мира, которая получает непосредственное воплощение в лексике и грамматике языка. (Под лексикой в данном случае подразумевается словарный запас.) Так, общеизвестно, что в некоторых языках отсутствует категория рода, опре­ деленности/неопределенности и т.д. Неоспоримым фактом является и то, что наиболее ярко национальная специфика языковой картины мира про­ является в лексике, т.к. именно в ней наиболее полно воплощены «наив­ ные» знания о мире. Проблема теснейшей связи культуры народа и его языка стала в XX в. специальным предметом двух наук: этнолингвистики и лингвокуль- турологии. В современной научной литературе не существует единого обще­ принятого определения этнолингвистики [См. об этом: Петров 1997: 18­ 20], нет единого мнения и относительно соотношения этнолингвистики и лингвокультурологии - двух научных дисциплин, тесно связанных между собой. С точки зрения одних ученых, лингвокультурология является раз­ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz