Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

днём у печенгских саамов, потому что они в этот день ели рыбу без голов, днём Ивана Постного у печенгских и пазрецких саамов, Ивановым днём [ХР 1890: 211]. Прикольские саамы праздновали в канун дня Ивана Купа- лы, то есть купальской ночью. Молодежь искала целебные травы у ручьёв, траву сушили, затем заваривали и пили втайне от взрослых. Нотозерцы ис­ кали траву сообща: старики и молодёжь. По поверьям, в эту ночь надо бы­ ло собрать двенадцать разных трав, связать в пучок и высушить. В дни бо­ лезней эту траву запаривали и пили. В ночь на Ивана Купалу разжигали костры и прыгали через них, тем самым очищая себя от грехов, болезней, тяжёлых мыслей. Перед рассветом девушки гадали. В эту ночь все должны были искупаться в реке или озере или облиться водой, тем самым смыть с себя грехи. Считалось, что зачатый в купальскую ночь ребёнок будет расти крепким, не болеть [БЛШ: 402]. Увван Пёййв - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 11 сентября [ПМА: АА; БЛШ: 405]. Увван Эвван Пёййв - День Иоанна, празднуется 12 сентября [ПМА: АА], считается, что в это время снова встречаются две зари: вечерняя и утренняя. Христос шэнтэ - Пасха [ПМА: АА]. Чазърыст - букв. крещёная вода, так одинаково называются празд­ ники Ивана Купалы, Петров день, Ильин день, дни 14 и 19 августа - Мак- ковей и Преображение Господне, Яблочный Спас, Медовый Спас [БЛШ: 402]. Чёххч сир - Саамские осенние игры [ПМА: АА]. Шурр Пёййв - «праздник», день, в который не работают [ПМА: АА] (букв. большой день). 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz