Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

Летние саамские игры возродились в 1986 г. по инициативе А.А. Антоновой, которая разработала и первую программу игр, исходя из характера традиционной деятельности саамов: состязание в ходьбе по тундре, имание оленей, установка куваксы (летнего переносного жилища саамов), рыбалка. Сегодня добавились состязания: стрельба из арбалета, прыжки через нарты. Во время этих игр проходит саамский футбол, в ко­ торый играют только женщины в длинных национальных сарафанах. Мяч для этого футбола делают из оленьей шкуры, плотно свёрнутой внутрь шерстью. Во время праздника проходит концерт народных коллективов, ярмарка саамского рукоделия. Игры проходят ежегодно на Поповском озе­ ре, рядом с п. Ловозеро. Талл пёййв - Медвежьи игрища [ПМА: АА, ММ]. Этот праздник в 1996 г возродил Национальный культурный центр Ловозера: В старину у саамов существовал и особый праздник, который затем забылся, оставшись в преданиях [ЛУК 1971: 147; БЛШ: 392-395]. После удачной охоты на медведя совершались обряды. Начинались игри­ ща: женщины и дети стреляли с закрытыми глазами из арбалета в шкуру медведя, прыгали через неё, метали копья и камни. Соревновались в лов­ кости и силе: в саамской борьбе, заарканивании оленей, поднятии тяже­ стей, стрельбе из арбалета [БЛШ: 395]. Таллъв сйр - Саамские зимние игры [ПМА: АА]. Современные праздники - Летние, Зимние, Весенние и Осенние са­ амские игры - связаны со спортивными состязаниями в зависимости от времени года. Троица - Троица [ПМА: АА; ММ; НА]. Увван пёййв - День Ивана Купалы, отмечается сейчас 7 июля. Н. Харузин отмечал, что праздник этот отмечался шумно, как и в средней полосе, назывался по-разному в разных местностях: безголовым 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz