Бакула В.Б. Духовная культура саамов и её отражение в языке. Мурманск, 2017.

ряющийся танец. Через какое-то время от женщин отделялась одна «ва­ женка» и, приплясывая, вступала в круг танцующих. И тогда мужчины- «хирвасы» вступали в бой за «важенку». Бой был нешуточным. После не­ го, отбросив соперников, победитель демонстрировал свою победу над «важенкой», повторяя действия оленей во время гона [БЛШ: 406]. Об этом празднике писал В. Чарнолуский: «Осенью лопари празднуют особый праздник. В этот день оленей не запрягают; все мужчины-саамы отправ­ ляются на Олений остров. Здесь происходит нечто вроде жертвенного приношения. Саамы складывают в пещере привезённые с собой оленьи ро­ га. В древности на этом острове, по рассказам стариков, происходили со­ стязания молодых людей. Они выходили на бой голыми, с оленьими рога­ ми на головах. Победитель получал в награду самую красивую девушку. По преданию, ни одна женщина не была на Оленьем острове, и стоило лишь женщине сесть в лодку, чтобы поехать на этот остров, как поднима­ лась буря (см. об этом: БЛШ: 406-407). Подробно праздник описан в ро­ мане Н. Большаковой «Алхалалалай» [БЛШ 2003: 179]. ляшшкэ - ловить арканом, арканить (оленя) [СРС: 178]. Ростэ пеййв - Рождество, 7 января [ПМА: АА; ГА; ЕО; ГВ; ГП; БЛШ: 390]. rostopaiv - рождество [ITK: 351]. Самъ пеййв - День саамов, празднуется ежегодно 6 февраля с 1992г. [ПМА: АА; ММ; ЛГ; ЕО; ГВ; ГТ; БЛШ: 395]. Самъ сань пёййв - День саамского слова, отмечается ежегодно 24 мая с 1989 г. по инициативе учителей саамского языка и первой по­ этессы Октябрины Вороновой. В эти дни в Ловозерский район приезжают писатели из Мурманска, встречаются с учениками школ, жителями райо­ на, проводят творческие встречи с интеллигенцией района [ПМА: АА; БЛШ: 401]. Самъ сйрэ пёййв - День саамских игр, летние саамские игры [ПМА: АА; ММ; ЕО]. 264

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz